ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Копии картин
 

Иппический жанр

картина лошадь

[ подбор картин по всему миру, копии картин ]

« Музей города Дананг, ВьетнамМузей Изобразительного Искусства города Хошимин »

От: Лукашевская Яна Наумовна, © wm-painting.ru


Опубликовано: Ноябрь 18, 2014

Национальный Музей Малайзии. Куала-Лумпур

(Muzium Negara, Jalan Damansara, 50566, Kuala-Lumpur, Malaysia)


Национальный Музей Малайзии. Куала-Лумпур
 

Национальный Музей Малайзии – один из главных центров культуры, искусства и науки в Куала-Лумпуре, официальное его открытие состоялось 31 августа 1963 года. Четыре основных галереи отведены для экспозиции предметов, представляющих этнографический интерес, а так же для естественной истории и ботаники. Далее, переходя из одной галереи к другой, зритель последовательно знакомится с историей развития малайского народа, всего Малайского полуострова, Индонезийского архипелага в контексте целостной картины истории Юго-Восточной Азии. В аннотациях к экспонатам и фотографиям сотрудники музея рассказывают об основных вехах истории, начиная с каменного века, эпохи бронзы и железного века, индуистских и буддистских королевств до мусульманского Малаккского султаната, колониальных войн, периода Второй Мировой Войны и борьбы за независимость.

Национальный Музей Малайзии. Куала-Лумпур - В центральном зале музея.  
 
В центральном зале музея

 

В большой части экспозиции уделяется внимание наглядному рассказу о быте и традициях малайцев и других этнических групп, населяющих территорию современной Малайзии. В экспозиции представлены манекены юношей и девушек в свадебных костюмах, музыкальные инструменты, праздничные одежды, традиционное оружие и предметы декоративно-прикладного искусства, широкое употребляемые в повседневной жизни.

Музей находится в здании, построенном в стиле древних дворцов «Румах Гаданг», характерных для народа минангкабау, населяющего южную часть Малайского полуострова и частично штат Саравак на острове Калимантан. Декор фасада состоит частично из традиционных малайских орнаментов, а частично из художественных и конструктивных элементов, характерных для модного в XX столетии архитектурного стиля арт-деко. История создания коллекций музея восходит к временам, когда британским колониальным правительством был начат сбор ценных предметов малайской культуры для основания музея, в 1896 году, сразу после образования Малайской Федерации. После завершения Второй Мировой Войны, «отец» малайской независимости, премьер-министр Тунку Абдул Рахман занялся восстановлением и обновлением музея, после чего состоялось его новое «второе рождение» и торжественное открытие в августе 1963 года в здании, построенном по проекту архитектору Хо Кок Хое, вдохновленного народной архитектурой минангкабау и великолепием древних королевских малайских дворцов, и, вместе с тем, новизной, практичным изяществом форм современного западного направления архитектуры арт-деко.

Центральный зал музея изящно украшен сине-зелеными геометрическими узорами на мозаике, подаренной музею правительством Пакистана. В Центральном зале проходят временные выставки и международные конференции, встречи художников, историков и этнографов с публикой и студентами различных ВУЗов. Во дворе музея представлены образцы традиционного малайского транспорта, тележки, повозки, коляски рикш и первые в Малайзии паровозы и автомобили.
 
Национальный Музей Малайзии. Куала-Лумпур - Гамбус

Гамбус. Штат Сабах. Дерево Джек-фрукта (Artocarpus heterophyllus). 

 

Музей обладает большой коллекцией национальных музыкальных инструментов из разных штатов и деревень Малайзии.

Король музыкальных инструментов Малайзии – это, конечно, малайские гусли под названием гамбус. Изготовление гамбус – дело большого мастерства, секреты которого передаются из поколения в поколение. Есть семьи, которые традиционно специализируются на производстве гамбусов, начиная с тех времен, когда купцы с Ближнего Востока, вместе с религией Ислам, привезли с собой ребаб, а португальские моряки – гитары и мандолины. У каждой семьи есть свои фирменные «рецепты» изготовления гамбуса – те семьи, предки которых научились изготовлению у португальцев и голландцев, делают гамбус больше похожим на нечто среднее, между гитарой и мандолиной, а те, кто перенял мастерство у арабов делают гамбус похожим на ребаб. И все же, гамбус – это именно гамбус, и под каким бы влиянием он ни возник, звучит он в унисон именно с малайской душой, сопровождая веселые народные гуляния, праздники, свадьбы и задушевные беседы друзей темными тропическими вечерами!

Национальный Музей Малайзии. Куала-Лумпур - Малайские церемониальные сабли

Малайские церемониальные сабли.

 

Такие сабли более ста лет назад использовались в ритуальных целях на Яве, во время придворных церемоний.

Национальный Музей Малайзии. Стена и дверь дворца Сетул. Тиковое дерево.

Стена и дверь дворца Сетул. Тиковое дерево.

 

Стена и дверь дворца Малайского штата Сетул была бережна сохранена жителем Тайланда Хаджи Ван Чан. Здесь мы видим гармоничное сочетание яванского и малайского стилей в резном орнаменте. Территория малайского штата Сетул с 1843 года по 1909 была под управлением Малайского Султаната Кедах. В 1909 году по Англо-тайландскому договору территория перешла к королевству Тайланд, находившемуся в сфере влиянии англичан. Малайцы, расселившиеся по Тайланду, бережно хранят свои национальные традиции, религию и культуру, а так же предметы старинного малайского быта.

Малайцы гордо называют себя «бумипутра», что значит «дети земли». Народ малайцев, на самом деле, состоит из множества различных этнических групп. Каждая из них  имеет свои особенности в языке, культуре, внешности и в традициях. По большому счету, к понятию «малайский мир» можно отнести не только собственно территорию современной Малайзии, но также обширные просторы от Центрального Вьетнама и Камбоджи на Севере, до юго-восточных островов Индонезийского архипелага, включая Флорес и Тимор. На территории современного Центрального и Южного Вьетнама жил народ чамы, малайский по своим этническим корням. Сейчас чамы Вьетнама так же являются обособленной этнической группой, часть их исповедует индуизм (в той форме, в какой он был знаком древним жителям империи Шривиджайя!), а часть приняла Ислам. Лишь некоторые чамы ассимилировались с вьетнамцами, приняли буддизм или крестились. Чамское королевство было хорошо известно развитой экономикой, высокой культурой и бойкой торговлей, туда устремлялись купцы со всего света, даже из Римской империи и Ближнего Востока. Те княжества и обширные империи, что в Индонезии называют «яванскими», «суматранскими» или обобщенно «индонезийскими», в Малайзии, конечно, называют или «малайскими» или же «протомалайскими». К «протомалайским» малайцы относят ранние небольшие княжества на территории Явы, такие как Таруманегара, Матарам, Кедири, Сингасари. А к «малайским» относят возникшие в результате интенсивного экономического развития на базе мореплавания и международной торговли влиятельные империи Шривиджая со столицей в Палембанге (на Суматре), и сменившую её империю Маджапахит с центром на Яве. Можно бесконечно спорить о том, можно ли называть Шривиджайю и Маджапахит «малайскими» империями, ведь из недр этих империй вышли многие различные по своей культуре и по языку народности, населяющие современную Индонезию. Малайцы, хоть это и отражает их патриотизм и национальную официальную политическую точку зрения, все-таки осторожны с подобными «терминами», которые могут, мягко говоря, не понравиться соседям-индонезийцам, особенно гордым яванцам и балийцам, которые вообще именуют себя «люди Маджапахит». Поэтому, в музе представлена экспозиция с историческими и археологическими экспонатами с островов Ява, Суматра и Бали, и в каждой аннотации к экспонату есть тонкий намек на то, что это национальное сокровище именно «малайского мира». И все же большее внимание сосредоточено на экспонатах, исторических документах и реконструкциях, относящихся к истории земель, принадлежащих современной Малайзии. И чем малайцы гордятся и дорожат – это богатая интригами, во многом трагичная, полная авантюр и личных драм история Малаккского султаната, ставшего «яблоком раздора» между собственно малайцами, тайцами королевства Сиам, португальцами, англичанами и голландцами.

Малайский султанат обладал высоко развитой бюрократической системой, с султаном во главе социальной иерархии, с примьер-министром «бендахара», министром финансов «пенгулу бендахари», министром обороны «теменгог» и адмиралом, ведающим морскими делами («лаксмана»).

Элита власти была гарантом силы и суверенитета малайского Султаната Малакка, удерживавшего статус наиболее сильного, развитого и влиятельного государства в Юго-Восточной Азии на протяжении целого столетия. Сила Султаната держалась во многом благодаря таланту, властности и воле выдающегося политика и дипломата, премьер-министра по имени Тун Перак, служившего на протяжении правления четырех сменивших один другого султанов. Он умел усмирить амбиции и агрессию со стороны Сиама, договориться с представителями европейских торговых компаний, благодаря его дипломатическому мастерству Султанат Малакки мирно развивался и быстрыми темпами богател.

Кроме того, в Султанате Малакка сформировалась одна из наиболее детально разработанных с юридической точки зрения и справедливых законодательных систем в Юго-Восточной Азии, базирующаяся на двух основных источниках – «Хукум Канун Мелака» («Основные законы Малакки») и «Унданг-унданг Лаут» («Морские законы Малакки»).

Султан Малакки, проповедник Саид Абдул Азиз и его окружение из министров. Реконструкция.

Султан Малакки, проповедник Саид Абдул Азиз и его окружение из министров. Реконструкция.

 

Саид Абдул Азиз, религиозный мусульманский деятель из Джедды, один из первых проповедников Ислама в Малакке. Посвящение второго правителя королевства Малакка в Ислам сыграло важную роль в истории Малайзии, тогда Малакка привлекла внимание купцов с Ближнего Востока, Персии, Индии. Малакку основал принц Парамешвара(1344 – 1414), который был последним королем небольшого королевства Сингапура (на месте нынешнего Сингапура).  Под натиском империи Маджапахит (с центром на острове Ява) королевство Сингапур прекратило своё существование, а Парамешвара бежал на север, в надежде найти себе прибежище в других малайских землях. По легенде, Малакка возникла на месте, где Парамешвара остановился на отдых в тени деревьев. Вдруг принц увидел охотничью собаку, которая загоняла оленя. Вот-вот собака уже нагнала оленя и была уже готова вцепиться в глотку животного, как олень ловко откинул собаку, сильно ударив её в грудь задними лапами и скрывшись в джунглях. Парамешвара воспринял это как благодатное знамение, ведь более слабое существо победило более сильное, и решил основать в этих землях новое королевство, бросив вызов могущественной империи Маджапахит. И, действительно, метафора, заложенная в явленном знамении сбылась – когда империя Маджапахит пришла в упадок, распалась на мелкие враждующие друг с другом княжества, и постепенно сошла на нет с исторической арены, Малаккский султанат стал одним из наиболее процветающих и влиятельных государств во всей Юго-Восточной Азии. По одной из версий, название «Малакка» происходит от местного названия дерева, в тени которого отдыхал Парамешвара, когда увидел знамение. Это дерево амла, так называемый «индийский крыжовник», по-латыни Phyllanthus emblica. По другой версии – «меликат», так называли арабы купеческие собрания, которые проводились в этом крупном торговом порту. Точно не известно, когда и почему Парамешвара принял Ислам, возможно, чтобы заручиться поддержкой богатых и влиятельных заморских купцов, а может быть, потому что решил жениться на прекрасной персидской принцессе. Так или иначе, Искандар Шах (такое персидское имя принял Парамешвара) положил начало для развития богатого и сильного государства, ставшего впоследствии объектом споров, интриг, конфликтов и притязаний со стороны многих могущественных держав.

Камень на могиле Султан Мансур Шаха.

Камень на могиле Султан Мансур Шаха.

 

Султан Мансур Шах правил с 1456 по 1477 г.г. Его могила была обнаружена археологами на холме Святого Павла в Малакке в 1918 году.

Национальный Музей Малайзии. Трон Султана Перака

Трон Султана Перака. Использовался султанами в период с 1918 по 1960-е годы.

Трон – символ власти и справедливости султана, который считался священным. Трон Султана Перака, использовавшийся в двадцатом столетии, является произведением искусства, он обильно украшен золотом, инкрустацией перламутром и изысканными шелковыми тканями.

Рельеф, изображающий Ханг Туаха. (скульптор - Хенг Еу Лин)

Рельеф, изображающий Ханг Туаха. (скульптор - Хенг Еу Лин).

Изображение Ханг Туаха, адмирала XV века, вошедшего в историю Королевства Малакка, благодаря своей отваге, дипломатическому мастерству, уму и великодушию. Его имя стало нарицательным и самых смелых, самоотверженных людей называют «наш Ханг Туах». Выдающимся произведением мировой классической литературы считается «Повесть о Ханг Туахе», шедевр литературы на малайском языке, отображающий патриотизм и смелость, качества, укоренившиеся в характере малайского народа.

Дестар – головной убор - Национальный Музей Малайзии

Дестар – головной убор. 

Дестар – королевский головной убор традиционной формы, сделанный из шелка. Форма дестара отличается, в зависимости от штата Малайзии. Этот дестар выполнен в характерной форме для штата Негери Сембилан.  Такой головной убор носили все монархи Малайской Федерации и нынешней Малайзии. Почетный титул «Сери Падука Янг Дипертуан Агонг» («Его превосходительство главный монарх») дается выбранному монарху, который в основном исполняет церемониальные и представительские функции главы государства, а так же является верховным главнокомандующим вооруженных сил Малайзии. 

Современная Малайзия – это многонациональное общество, состоящее из представителей различных культур, но «бумипутра» («дети земли»), собственно, этнические малайцы, занимают в нем особое положение. Они гордятся своей историей и культурой, и рады тому, что Малайзия стала родиной и для других национальностей.
 
Малайская культура является основой государства, но и другие национальные культуры также свободно развиваются под малайским флагом, особенно в крупных городах, где на протяжении многих столетий живут семьи китайцев, тамилов, индийцев. Кроме того, каждая этническая группа малайцев имеет свою идентичность. Третий этаж музея посвящен современной Малайзии и наследию разных этносов, населяющих страну.

Проходя по залам музея, турист словно бы перелистывает страницы истории Малайзии, яркие образы прошлого и настоящего, воссозданные благодаря представленным за витриной экспонатам, дают целостную картину развития малайского мира от глубокой древности до наших дней.

 

Лукашевская Яна Наумовна, историк искусства, независимый арт критик.
Фотографии сделаны автором с любезного разрешения администрации музея.


Вам могут быть интересны следующие ресурсы: