ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Копии картин
 

Иппический жанр

картина лошадь

[ подбор картин по всему миру, копии картин ]

« Коломбо. Национальный Музей, Шри-ЛанкаМузей и центр культуры народа Чам. Провинция Бинь Туан. Вьетнам »
От: Лукашевская Яна Наумовна, © wm-painting.ru


Опубликовано: Сентябрь 23, 2014

Ангкор. Национальный Музей. Сием-Риеп, Камбоджа

(No.968 Vithei Charles de Gaulle, Khrum 6, Phoum Salakanseng, Khom Sveydangum, Siem Reap Province)

Ангкор. Национальный Музей. Сием-Риеп, Камбоджа  

Национальный музей Ангкор, расположенный в центре города Сием-Риеп, где туристы в основном останавливаются с целью переночевать и отдохнуть от целого дня прогулки по руинам древних храмов. Для самых пытливых туристов, у которых достаточно сил, времени и любопытства, и для всех тех, кто хочет узнать как можно больше о посещенных местах, потрясающих воображение даже самого скептически настроенного зрителя, и построен этот музей. Есть и такие туристы, которые приезжают в Сием-Риеп в середине дня, и своё знакомство с ангкорскими древностями начинают именно с этого музея. Для них музей становится своего рода введением в мир искусства, культуры и духовности ангкорского периода.

Музей был открыт в ноябре 2007 года, тогда, когда политическая обстановка в стране более или менее наладилась и увеличилось количество туристов со всего света. Молодой и быстро развивающийся музей каждый год пополняет коллекции, создает современную систему сервиса, используя аудио и визуальные технологии, чтобы облегчить знакомство зрителей с историей Камбоджи и сделать путешествие в мир кхмерских древностей ещё более увлекательным и информативным.

Проходя по залам музея, зритель словно переходит из века в век кхмерской истории, от самых древних времен, когда в среднем течении реки Меконг появились первые жители, до расцвета ангкорской цивилизации, породившей грандиозные каменные храмы, обширные эспланады дворцов, стены которых покрыты изощренными орнаментами, изображениями монументальных сцен сражений и прекрасных танцовщиц. Основные экспонаты музея - археологические находки, ценные свидетели истории земли кхмеров. Перед тем, как пройти в основные залы музея, зритель оказывается в огромном холле, где на большом мониторе показывают пятнадцатиминутное видео, рассказывающее о главных вехах кхмерской истории и о структуре музее. Одной из наиболее ярких и богатых по количеству экспонатов галереей является галерея «1000 Будд», представляющая тысячу статуй Будд разного времени, из камня, бронзы, лака. Так называемая «Галерея А» знакомит с историей возникновения кхмерской цивилизации, объясняя, как была основана кхмерская империя, как происходило её развитие. Галерея В - «Религия и верования» - дает представление об отображении в произведениях скульптуры и рельефа религиозных верований и народных суеверий кхмеров ангкорского периода. Отдельная галерея «Галерея С» посвящена великим кхмерским королям, здесь мы можем увидеть скульптурные портреты королей Джаявармана II, создавшего в начале IX века сильное централизованное государство, Ясовармана I, сделавшего Ангкор столицей, Сурьявармана II, при ком был выстроен выдающийся храм Ангкор. «Галерея Д» полностью посвящена истории строительства храма Ангкор Ват, «Галерея Е» - строительству Ангкор Тхом. «Галерея F» хранит ценные надписи на камнях, и представляет их с переводами и подробными комментариями. В «Галерее G» зрителю предоставляется возможность познакомиться с традиционной одеждой и украшениями кхмеров. 

Индра на слоне Аиравата. Песчаник. ХI век.

Индра на слоне Аиравата. Песчаник. ХI век.

Индра, изображенный верхом на слоне Аиравата, представлен в динамичной позе танца, над ним арка из орнаментально изображенных языков пламени метаемых им молний. Слон Аиравата, царь всех слонов, здесь изображен необычно, он словно бы состоит из трех слонов, которые едут на спине другого большого слона.

Вишну. Прей Кхменг. Песчаник. Начало VIII века - Ангкор. Национальный Музей

Вишну. Прей Кхменг. Песчаник. Начало VIII века.

У этой статуи Вишну первоначально было четыре руки. В одной руке была «чакра» - метательный диск, служащий в древности метательным оружием, символизирующим огонь. В верхней левой руке была морская ракушка, символ воды, а в нижней правой руке - сфера, представляющая собой образ Вселенной. Вишну предстает здесь как воплощение Нараяна (Всевышнего Бога). В текстах Вед говорится о едином Всевышнем Боге, как высшем и непознаваемом просветленном существе, который являет свои воплощения. Таким воплощением Нараяна является Вишну, Бог, охраняющий и защищающий мир. Согласно текстам «Бхагавадгиты», Нараяна обладает высшей формой бытия, недоступной для познания людей. Нараяна может выступать то в качестве Вишну, то в качестве Брахмы, созидающего новые миры, то явиться воплощением Шивы, разрушающим мир.

Эта статуя, Нараяна Вишну, свидетельствует об изменении кхмерского художественного канона, она уже не столь монументальна и условна по своему художественному решению, каковыми были статуи божеств начала седьмого века. В скульптуре к началу восьмого столетия заметно больше экспрессии, выразительности лиц, подвижности поз. Круглое лицо, раскидистые и ровные полукруглые линии бровей, легкая полуулыбка и выпуклый подбородок, чуть вздернутый широкий нос - все эти черты в трактовке лица очень характерны для скульптуры начала восьмого столетия.

Примечательная черта - это волнообразные усы, заставляющие вспомнить гандхарские образы Будд и Бодхисаттв. Видимо, влияние искусства Гандхары, располагавшейся на территории современного Афганистана, проникло на земли по берегам Меконга, настолько хорошо были развиты тогда транспортные пути, торговые и культурные связи между разными народами. Государство Ченла, существовавшее с шестого до самого конца восьмого века, не было единым государством, а являлось объединением нескольких небольших государственных образований. Из исторических источников того времени, известны два самых заметных государственных образования «Ченла Водное» (в нижнем течении Меконга), и «Ченла Земляное» (выше по течению Меконга). Так вот, «Водное Ченла» имело тесные связи с могущественной яванской династией Шайлендров, и, по видимому, находилось в вассальной зависимости от них, что повлияло на сложение системы экономики, государственной власти. А так же это сказалось и на формировании особой религиозно-духовной и художественной традиции.

Головной убор божества представляет собой типичную тиару, которую можно встретить и в яванском искусстве эпохи Шайлендров, а позднее такую же тиару носили обожествленные кхмерские короли. После объединения разрозненных государственных образований Ченла, кхмерские короли стали носить особый почетный и священный титул «девараджа». Название титула «девараджа» так и переводится «бог - король», и этот титул впервые ввел Джаяварман II (802 -  850), позаимствовав эту хорошую традицию у яванцев. Родившийся на Яве и проживший там при дворе могущественных Шайлендров всю свою юность, Джаяварман  II многое перенял у яванцев. Возвратившись на историческую Родину и заняв престол, Джаяварман  II ориентировался на яванский образец, создавая правила, законы, устанавливая законы и учреждая институты государственной власти.

Голова божества. VII век. Ват Преах Анг Тхом. Стиль Самбор Прей Кук. Песчаник.

Голова божества. VII век. Ват Преах Анг Тхом. Стиль Самбор Прей Кук. Песчаник.

Это скульптурное изображение головы божества с мягкой полуулыбкой и с широко открытыми миндалевидными глазами с острым длинным носом - результат неких зарубежных влияний на раннюю кхмерскую изобразительную традицию. Тип лица сильно отличается от кхмерского и напоминает европеоидный тип. Скорее всего, здесь прослеживается влияние искусства Гандхары.

Гандхара была буддийским государством, и только в 1021 году было завоевано Махмудом Газни, население исламизировано. Гандхара перестала существовать в то же время, когда в Камбодже царствовал Сурьяварман I, и были созданы выдающиеся шедевры архитектуры Ангкора. Само название - Гандхара - происходит от санскритского «гандха», что значит «аромат», ведь жители Гандхары торговали различными благовониями и ароматными целебными травами гор. Гиндукуш не был для них непреодолимой оградой, и археологические находки, и упоминания в трудах греческих историков, указывают на связи Гандхары с Индией, Китаем и другими странами. Не исключено, что могущественные кхмерские владыки могли приглашать в свое царство даровитых мастеров из других земель, из той же Гандхары, и, как ещё повелось со времен Джаявармана II, с острова Ява. Поэтому, в искусстве Камбоджи так много черт, которые вызывают ассоциации с памятниками изобразительного искусства древней Индонезии, Индии, даже - греческой античности.

Попробуем проследить историю связи кхмеров со столь отдаленными от Меконга землями, лежащими за высокими заснеженными склонами Гиндукуша. И далее, постараемся узнать, вглядываясь в безмолвный лик этого божества из коллекции музея, каким образом искусство Древней Греции (да, прославленные антики, по которым учится и поныне не одно поколение художников и скульпторов), могло повлиять на искусство кхмеров. Итак, небольшой экскурс в историю.

Древняя империя кхмеров и Гандхара, государства, со столь непохожим климатом, как в прямом, так и в переносном смыслах. Все же, сходство просматривается - и Гандхара, и кхмерская империя, возникли и достигли расцвета и экономического роста вдали от моря, от крупных торговых морских центров. Но это обстоятельство не мешало им встать на перекрестках торговых путей - и Камбоджа развивала торговлю с Индией, с Шривиджаей и Чампой. И Гандхара, это государство, имевшее тесные торговые контакты с Персией, с Индией, с Грецией и Римом, находившееся на перекрестке многих великих цивилизаций и попадавшее в сферы влияния крупных империй, породило уникальную культуру и искусство, объединившее в себе множество традиций и достижений.

Государство Гандхара, существовавшее на территории современного Афганистана и части Пакистана, известно примерно с V века до н.э. до XI века н.э. Во времена походов Александра Македонского, территории Гандхары были подчинены грекам, и позже, при приемниках Александра, эти земли стали входить в сферу влияния так называемой Греко-Бактрии. Конечно, в Гандхаре поселилось много выходцев из Аттики, и не стоит сомневаться в том, что среди них были выдающиеся скульпторы. Когда Гандхара получила независимость от Бактрии, а королем стал Менандр, начался расцвет буддийской культуры не без заметных следов влияния греческой философии и античного греческого изобразительного искусства. Когда король Менандр умер, в 140 году до н.э., династия Кушан из Центральной Азии победила Бактрию и положила конец греческой власти на этих землях. Но художественная традиция греков укрепилась здесь прочно и продолжала развиваться уже в русле влияния буддийского искусства Индии. Интересно, что греческая античная традиция, практически исчезнувшая в средневековой Европе, больше, чем через полтора тысячелетия, воскресшая в эпоху Ренессанса в Европе, укоренилась в древней Гандхаре и продолжала развиваться ещё тысячу лет. Так возник удивительный феномен - Греко-Буддийское искусство. И вот, в камбоджийской скульптуре чувствуются влияния греко-буддийских образцов.

В мировой истории VII столетие выдалось беспокойным, большую силу набирала только что возникшая религия Ислам, и арабами мусульманами была побеждена великая персидская империя Сасанидов (в 644 году). После падения Сасанидов, арабское влияние усилилось и на Гандхару. Особенно, исламского влияния опасались художники и скульпторы, ведь они существовали за счет заказов верующих буддистов, а мусульмане не нуждались в скульптурных изображениях, считая их греховными. Возможно, в те тревожные времена, некоторые талантливые скульпторы из Гандхары стали искать применение своим талантам и более успешные возможности за пределами родной земли, отправляясь в Индию, и дальше. Ситуация напоминает ту, что сложилась в Индонезии с приходом ислама, когда творческая и духовная яванская элита Маджапахит уходила с Явы и обосновывалась на Бали. К сожалению, мы можем лишь выдвигать гипотезы, опираясь на скудные артефакты и на факты, о которых мельком упоминают китайские историки и буддийские странствующие монахи в своих немногословных записях. Так или иначе, гандхарское влияние очевидно, и в типе лица изображенного божества, и в моделировке черт лица с удлиненным и острым носом, с по-гречески четкой линией бровей и реалистичной трактовкой проникновенного взгляда глубоко посаженных глаз, с изящной светотеневой игрой, порожденной чутким пониманием скульптурных объемов. И в изображении Вишну из Прей Кхменга обращают на себя внимание вообще не характерные для кхмеров волнистые усы, которые напоминают усы знаменитого гандхарского Бодхисаттвы Манчжушри, из коллекции Государственного Эрмитажа.  Из-под виртуозного резца неизвестного мастера (и, увы, мы не знаем не только его имя, но даже национальность, был ли он кхмер или выходец из Гандхары, яванец или индиец) возникает целый мир, скрытый в вечной полуулыбке уст, в витиеватых завитках прически, во влажном мерцании миндалевидных больших глаз.

Лев. Храм Бантей Прей. X век. Стиль Кох Кер. Песчаник - Ангкор. Национальный Музей  

Лев. Храм Бантей Прей. X век. Стиль Кох Кер. Песчаник.

В целом морда льва - стражника входа в храм характеризуется густыми округлыми бровями, открытой пастью, словно застывшей в истошном реве, запугивающем беспокойных духов. Грива льва украшена спиральными завитками, напоминающими завитки на гривах крылатых львов с ассирийских рельефов. В трактовке когтей на лапах льва чувствуется отличное знание скульптором животных, их повадок и особенностей внешности. Для стиля Кох Кер (941 - 944 г.г.) в целом характерны изображения фигур людей и животных в момент движения. Лапки льва напряжены, как у кошки, приготовившейся к прыжку, когти выпущены и словно скребут землю в готовности броситься в атаку.

Миниатюрный храм-башня. XI век. Стиль Бапхуон. Песчаник.  - Ангкор. Национальный Музей

Миниатюрный храм-башня. XI век. Стиль Бапхуон. Песчаник.

Миниатюрные прасаты (храмы-башни) играли важную роль в общей композиции архитектурного декора монументальных комплексов одиннадцатого века. В верхней части кхмерских традиционных храмов использовалось сильное сокращение внутреннего пространства, так, с внешней стороны венчание храма-башни напоминало нераспустившийся бутон лотоса. В символическом смысле, лотос был олицетворением Просветления и духовной чистоты, а сам храм - образом священной горы Меру, где обитают боги индуистского пантеона. Стиль Бапхуон (1010 - 1080 г.г.) отличается особой грациозностью, утонченностью форм, статичностью, изысканностью силуэтов в изображении как людей и животных, так и деталей архитектуры или в архитектурных моделях. До сих пор точно неизвестно, для чего создавались миниатюрные изображения прасатов - возможно, это был архитектурный проект будущего храма, но возможно, это было и самостоятельное произведение, служащее каким-то религиозным целям. Как «домик духов» на Бали, например.

Демон Асура. Конец XII - начало XIII века. Храм Преах Кхан. Стиль Байон. Песчаник.  

Демон Асура. Конец XII - начало XIII века. Храм Преах Кхан. Стиль Байон. Песчаник.

К XII веку скульптура кхмеров становится более каноничной и монументальной. Все больше однообразных статуй обожествленных королей в статичных условных торжественных позах. Однако, подлинную творческую фантазию скульпторы могли проявить сполна в изображениях демонов Асуров, здесь их не ограничивал ни диктат религиозных канонов, ни желание идеализировать и героизировать образ. И поэтому, именно в образах Асуров кхмерский мастер смог смело показать в большей степени собственное индивидуальное видение художественного образа, чем отображение определенной культурно-религиозной традиции.

Эта статуя Асура - одна из пятидесяти двух изображений Асуров, которые держат туловище огромного Нага, змея, ограждающего дорогу над рвом, ведущую к Южным Воротам храма Преах Кхан. Во времена сотворения Мира, Дэвы и Асуры (то есть, боги и демоны) держали туловище гигантского змея, используемого в качестве троса для взбивания изначального молочного океана, в результате чего был получен напиток  - эликсир бессмертия Амрита.

Асуры иногда изображались невероятно устрашающими, иногда иронично уродливыми и просто смешными, как смешным казалось и само зло и гневность, воплощенные в них. Если в православной традиции гнев рассматривается как один из смертных грехов, в индуизме и в буддизме гнев - это помрачение рассудка, которое насылается на верующих по велению злого божества Мары, того, что всегда мешал Будде медитировать и чинил всяческие препятствия на пути к Просветлению. И, тем не менее, в определенной ситуации, гнев и злобу можно использовать во благо, так, негодующих в своей ярости Асуров можно было размещать на входах в храм или на частную территорию садов и домов. Все равно, Асуры давно побеждены богами, и их роль теперь - охранять верующих и их храмы. Техническое исполнение образа Асура здесь отличается большой экспрессией. Активность формы, её динамика мастерски переданы в камне.

Демон Асура. Фрагмент. Крупный план - Ангкор. Национальный Музей  

Демон Асура. Фрагмент. Крупный план.

 

Голова демона сделана мастером с особо пристальным вниманием, поэтому она воспринимается как самостоятельная и весьма значимая часть композиции. Голова виртуозно выточена и моделированы мельчайшие черты устрашающего лица, при этом мастер большое значение придавал тому, чтобы подчеркнуть чувства яростного гнева, искажающего черты и без того страшного лица. Глаза на выкате словно бы блещут искрами ненависти, ноздри широкого большого носа раздуты, и трепещут, как паруса, надутые ветром бурной разрушительной страсти. Скульптору интересна и графичная выразительность локонов густых волос, скрутившихся в плотные пучки. Графическая проработка мелких деталей черт лица, вплоть до мельчайших морщинок и прожилок на глазных яблоках демона, аккуратная орнаментальная разработка мощной шевелюры в сочетании с экспрессией моделировки объемов позволило кхмерскому мастеру создать удивительно динамичный образ, каких не много можно найти в религиозной кхмерской скульптуре. 

Музейные коллекции, столь богатые и разнообразные, в экспозиции - строго поделенные по тематическому принципу, будут расширяться и обеспечат многим специалистам и всем интересующимся историей и искусством древних кхмеров более глубокое понимание духовной, религиозной и повседневной жизни во времена создания на территории Камбоджи великих империй прошлого.

 

Лукашевская Яна Наумовна, историк искусства, независимый арт-критик.

Все фотографии сделаны автором статьи с любезного разрешения администрации музея.

© wm-painting.ru


Вам могут быть интересны следующие ресурсы: