ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Копии картин
 

Иппический жанр

картина лошадь

[ подбор картин по всему миру, копии картин ]

« Национальный музей СингапураКоломбо. Национальный Музей, Шри-Ланка »
От: Лукашевская Яна Наумовна, © wm-painting.ru


Опубликовано: Сентябрь 8, 2014

Музей Донг Динь в городе Дананг

(Bảo tàng Đồng Đình Hoàng Sa, Thọ Quang, Sơn Trà, Đà Nẵng)
 

Музей Донг Динь в городе Дананг, Вьетнам
  

Музей расположен на живописном холме полуострова Сон Тча, над морем, на территории национального парка в окружении непроходимых джунглей на окраине Дананга. Это там, где начинаются красивейшие дикие пляжи и располагаются изысканные современные курорты.

Музей и обширный сад при нём по идее создателей должен воспроизводить воспоминания о далеком прошлом этих земель, когда люди жили наедине с природой и пытались найти общий язык с окружающими их мощными стихиями морей, лесов, гор, небес, то дарующих щедрый дождь, то изнуряющих лучами палящего солнца.

Музей Донг Динь - это первый частный музей в городе Дананг, его владелец поэт, писатель, журналист и режиссер-документалист Доан Зиао. Музей был официально открыт с начала 2011 года, и, по словам самого господина Доан Зиао, музей был задуман им как идеально место, где каждого туриста посещало бы вдохновение и возникало бы желание писать стихи, мечтать и размышлять. В коллекции музея - около шестисот экспонатов, в основном это керамика разных исторических эпох, орудия ремесленного и рыболовецкого труда, а так же статуэтки чамских индуистских и буддийских божеств и некоторые картины современных вьетнамских художников.

В архитектуре музея поражает смелое сочетание современности и вековых традиций. Общий план здания музея - это приземистый дом «зыонг», состоящий из трех внутренних помещений, отгороженных друг от друга рядами деревянных колонн, подпирающих крышу. Снаружи этот ряд колонн продолжается, он вынесен за линию фасада, и служит опорой для скатов кровли.

Музей Донг Динь в городе Дананг, Вьетнам

Между колоннами образуется ветер, легкий сквозняк, дающий упоительную прохладу в полуденную тропическую жару. Даже императорские дворцы в прежние времена строились по тому же принципу, что и дома «зыонг», что и самая скромная хижина бедных крестьян, с той лишь разницей, что для императорского дворца для колонн использовалась более дорогая древесина, и размером дом-дворец был гораздо просторнее.

Музей Донг Динь в городе Дананг. В коллекции музея - около шестисот экспонатов, в основном это керамика разных исторических эпох

В наши дни, к сожалению, многие старые дома «зыонг» разрушены и перестроены владельцами на современный лад, и чтобы сохранять и пропагандировать традиционную вьетнамскую архитектуру, хозяин музея избрал именно традицию «зыонг» для возведения зданий для своих коллекций. В доме «зыонг» никогда не бывает жарко, его конструкция оптимальна для природно-климатических условий региона, в сезон дождей дом не затапливается, несмотря на отсутствие цоколя и подчас даже порожка, ведь края кровли удлинены и вытянуты намного дальше линии фасада, что позволяет потокам дождя стекать за пределами жилого пространства. 

Интерьер традиционной рыбацкой хижины с плетеными панелями стен.

Интерьер традиционной рыбацкой хижины с плетеными панелями стен.

Здания музея (всего музей состоит из трех кирпичных домов и одной традиционной соломенной хижины), гармонично вписаны в сложный ландшафт склона холма.

Основная идея композиционно-конструктивного архитектурного решения зданий музея - воплотить на практике идею подлинно экологической архитектуры, которая не нарушала бы природный ландшафт, а, наоборот, подчеркивала бы естественную гармоничную связь пространства жизни людей с миром природы, тропического леса и океанского простора вокруг. В этой идее отражены принципы современной экологической архитектуры, а так же религиозно-философские взгляды дзен-буддизма (во Вьетнаме школу дзен называют «тхиен»), согласно которым для развития духовности личности необходимо «не-деяние», «непротивление естественному ходу жизни природы и времени». Тхиен-буддизм предписывает созерцание природы, её естественной сущности, сведение к минимуму вмешательства в жизнь природы, и при создании сада, и при постройке жилых домов и монастырей.

Музей Донг Динь в городе Дананг

Около тридцати лет жизни господин Доан Зиао увлеченно и бережно собирал коллекцию керамики и других значимых артефактов культуры Са Хюинь, Чампы и традиционных вьетнамских народных художественных и ремесленных произведений, а так же предметы, представляющие большую ценность для изучения этнографии различных народностей, населяющих Центральное нагорье Вьетнама. Целых десять лет потребовалось господину Доану, чтобы выстроить музей и организовать сад вокруг музея, для этой работы он привлекал многих вьетнамских и зарубежных архитекторов, садоводов, дизайнеров.

В экспозиции музея Донг Динь представлены предметы как современной, так и древней керамики

В экспозиции музея представлены предметы как современной, так и древней керамики, и рассказывается об их утилитарном применении и художественной ценности. Примечательным предметом коллекции является сосуд для изготовления сахара из сахарного тростника.

Сосуд для изготовления сахара. Куанг Нгай,  XX век.  

Сосуд для изготовления сахара. Куанг Нгай,  XX век.

Традиционная технология изготовления сахара вручную из сахарного тростника сохраняется во вьетнамских деревнях и в наше время. Для получения кристаллов сахара, экстракт из сока сахарного тростника помещают в верхний сосуд. Сверху загустевший сок накрывают слоем из глины. Потом оставляют в сосуде этот загустевший сок на десять дней, после чего там образуется белый сахар в верхнем слое (его обычно используют для праздников), а в нижнем слое - коричневатый сахар, для ежедневного употребления. На дне и на стенках сосуда остается патока, её чаще всего используют для изготовления алкоголя (рома или же ликеров). Эту патоку ценят и в сельском хозяйстве - она очень питательна, и ею сбрызгивают траву, которой кормят домашний скот.

Коллекция керамики древней культуры Са Хюинь бережно хранится и выставлена в том зале, где хозяин музея регулярно устраивает так же и выставки современной живописи художников из Центрального Вьетнама. Таким образом, в этом небольшом приземистом доме-музее удаётся поддерживать связь веков и тысячелетий, которая на земле Вьетнама особенна ощутима.

Культура Са Хюинь существовала с X по II в. до н.э., а носители этой культуры были одними из предков народа чамов. Керамика этой культуры считалась на протяжении многих веков самой лучшей, её продавали на Филиппины, на острова Индонезийского архипелага, на территорию современного Китая и Тайваня, что свидетельствует о хорошо развитых торговых путях и об обширных межкультурных связях.

Чамский терракотовый сосуд и кирпичный алтарь духов предков.

Чамский терракотовый сосуд и кирпичный алтарь духов предков.

В другом зале - керамика Чампы, этой могущественной империи на территории южного и центрального Вьетнама, развивавшей высокую культуру и искусство с начала третьего века нашей эры до конца восемнадцатого века. Среди экспонатов чамской керамики, в основном, сосуды для воды, ритуальные сосуды, керамическая декоративная и алтарная скульптура.

От произведений керамики веет каким-то особым теплом, цвет земли, дающей урожай и пищу, ассоциируется с благополучием и домашним уютом. У чамского народа, населяющего юг и центральную часть Вьетнама и в наши дни, создание керамических изделий и ныне считается особым священным делом, процесс создания сосудов и статуэток воспринимается как особое действие, где мастер вступает в контакт с силами самой природы, с духами земли и местности. Глина, из которой делается изделие, понимается, как воплощение первозданного, бесконечного, природного начала, а огонь для обжига - символ почитаемого индуистами бога Агни (а чамский народ исповедовал по большей части индуизм, лишь в XV веке многие чамы начали переходить в ислам). Дарующий тепло, жизнь, свет огонь очищающий, греющий, пылающий искрами самой жизни, помогает мастеру создать керамическое произведение. Терракотовое изделие, будь то ваза, сосуд или статуэтка, развивается в пространстве, словно бы вступает в диалог с окружающим миром.

Коллекция вьетнамской керамики XII - XV в.в.

Коллекция вьетнамской керамики XII - XV в.в.

Многие предметы керамики были найдены на затонувших в древности кораблях, некоторые экспонаты были куплены у рыбаков, поймавших в свои сети имущество сгинувших в морской пучине судов. Путь керамики на море, так же, как «шелковый путь» на суше, - свидетельство развития торговли и дипломатических связей между народами Юго-Восточной Азии и всего Тихоокеанского региона.

Вьетнамская керамика отличается от Китайской большей скромностью и  сдержанной строгостью декора, лаконичностью форм, образной выразительностью отдельных элементов рисунка. Китайская керамика того же периода с витиеватыми узорами, с яркой подглазурной росписью, несмотря на всю свою внешнюю роскошь, менее гармонична в образном плане. Декоративное решение Вьетнамских керамических сосудов отображает простоту вкусов крестьян и рыбаков. Непритязательность и ясная простота эстетического вкуса так же была присуща и правителям, и высшим государственным чиновникам, многие из которых были даровитыми выходцами из крестьянских семей, сумевшими выучиться и сдать сложнейшие экзамены для зачисления на государственную службу.

Тарелка с изображением синих водорослей и морской рыбы. XVI век.

Тарелка с изображением синих водорослей и морской рыбы. XVI век.

В узорах на вьетнамской керамике чаще всего нам встречаются стилизованные изображения рыб и других обитателей моря, морских водорослей и драконов, символов водной стихии. Изображение этой «золотой рыбки» (возможно, пятнистого морского окуня из семейства так называемых «каменных» окуней, называемого по-научному Serranidae) в центре керамической тарелки XVI века - выражает ту любовь и восхищение красотой морских созданий, которую испытывал ремесленник, создавая эту восхищающую своей простотой и изяществом вещь.

Вьетнамская керамика. XX в.

Вьетнамская керамика. XX в.

Простые объемы и лаконичные незамысловатые формы чамских и вьетнамских сосудов позволяют взгляду скользить легко и воспринимать их как закономерную естественную часть природной среды. В этом и заключается основная идея в подборе и в размещении экспонатов - выразить, передать всеми средствами сам дух древних цивилизаций, существовавших в гармонии с природой, полных мудрого покоя и ценящих красоту мира, чувствовавших великую ценность самой жизни.

В саду музея хозяин заботливо содержит тропический фруктовый сад, в котором растут деревья манго, джекфрута, сизигиума (малайского яблока), банановые деревья. По саду туристы передвигаются по узким мощеным необработанными булыжниками тропинкам, что создает ощущение блуждания по дикому лесу. Перед выходом из музейного сада устроен небольшой сад камней - здесь посетители могут присесть перед тем как покинуть музей, рассматривая камни причудливой формы под шелест ветра, играющего листьями кокосовых пальм и под мелодичное пение лесных птиц в густой тени дерева терминалии с раскидистыми ветвями и широкими темно-зелеными листьями. В саду этом найдётся место как для философских размышлений, поэтического вдохновения и медитации, так и для юмора - в саду есть забавные скульптуры на фаллическую тему, сделанные современными мастерами.

Перед выходом из музейного сада устроен небольшой сад камней

И подростки особенно любят фотографироваться на фоне этих «шедевров»... Кроме юмора, в эти скульптуры заложен и религиозный, и исторический смысл: жители Чамской империи исповедовали индуизм, поклонялись лингаму (фаллосу) бога Шива, символу плодородия, жизни, продолжения рода.

Связь времен живёт в самой архитектуре зданий, в экспозиции, в композиционном решение пространства сада, в каменной кладке стен

Кладка стены, которой обработаны склоны холма, сделана из необработанного булыжника, в ней есть нечто стихийное, архаичное, первобытное, природное. Ощущение гармонии с природой, с древней историей этих земель подчеркнуто в каждом элементе музея. Связь времен живёт в самой архитектуре зданий, в экспозиции, в композиционном решение пространства сада, в каменной кладке стен и тропинок. Архаическое начало царит и в самой атмосфере покоя и тишины на фоне величественного тропического леса и необъятного горизонта Южно-Китайского моря.

Боковой фасад здания в окружении тропической растительности.

Боковой фасад здания в окружении тропической растительности.

(Справа - плодоносящее дерево Джек-фрута (Artocarpus heterophyllus), этого одного из самых ценных для жителей тропических стран дерева, дающего огромный сытный и вкусный плод, а так же ценную для строительства, для изготовления мебели и музыкальных инструментов древесину).

Вид на морское побережье и город Дананг с вершины холма Сон Тча.

Вид на морское побережье и город Дананг с вершины холма Сон Тча.

Музей Донг Динь является одной из необычнейших достопримечательностей города Дананг, и, если уж довелось посетить Дананг по работе или же с целью пляжного отдыха, нужно уделить хотя бы пару часов времени для посещения музея Донг Динь, чтобы организовать для себя пусть и недолгий, но дарующий душевный покой и внутреннюю силу, побег от современности и будничной суеты к истокам человеческой цивилизации и к дикой прекрасной необузданно стихийной природе тропического леса.

 

Лукашевская Яна Наумовна, историк искусства, независимый арт-критик.

Все фотографии сделаны автором статьи с любезного разрешения администрации музея.






Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.
Вам могут быть интересны следующие ресурсы: