ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Копии картин
 

Иппический жанр

картина лошадь

[ подбор картин по всему миру, копии картин ]

« Музей города Хошимин, ВьетнамНациональный музей Сингапура »
От: Лукашевская Яна Наумовна, © wm-painting.ru


Опубликовано: Июнь 16, 2014

Музей кукол театра Ваянг, Джакарта, Индонезия

(Museum Wayang, Jakarta Barat, Pintu Besar Utara Street 27)

Музей кукол театра Ваянг, Джакарта, Индонезия

Здание музея театра кукол Ваянг находится в сердце «старого города» Джакарты. Этот район, тихие пешеходные улочки которого напоминают Амстердам или Копенгаген,  до сих пор в народе называют Батавия, помня о прежнем имени города - крупного колониального голландского центра. Сама постройка так же связана с Голландией - это одно из хорошо сохранившихся зданий голландской церкви, возведенной в 1640 году. Известно, что в 1808 году землетрясение разрушило церковь, а позднее в начале ХХ века здание было вновь восстановлено в стиле «нового ренессанса»,  затем вновь реконструирована в голландском стиле, и, таким образом, фасаду здания был возвращен его исконный исторический вид.

В середине ХХ века здание было куплено голландским Обществом Искусств и Наук Батавии, специализировавшемся на изучении культуры, искусства, истории, географии и политики Индонезии. Одним из результатов деятельности этого института стало создание Музея Старой Батавии в стенах бывшего здания голландской церкви. В 1957 году, когда Индонезия получила независимость, здание было превращено в Институт Культуры Индонезии. Постепенно правительство Индонезии выделило для Института специальное отдельное здание, а в здании бывшей церкви было решено основать музей театра  теней Ваянг, как в целях сохранения и изучения этого обширного культурного театрального традиционного наследия Индонезии, так и в целях привлечения все большего числа туристов, посещающих Джакарту. Музей тетра кукол был официально открыт 13 августа 1975 года бывшим губернатором Джакарты Али Садикиным.

Театр ваянг сформировался много веков назад, в эпоху, когда на островах Индонезийского архипелага доминирующей религией был индуизм, а потому истоком, питавшим корни этого уникального искусства, был богатый мир индуистской мифологии и древний индийский эпос. До сих пор, среди историков не утихают споры о том, каковы истоки этого театра - возник ли этот театр исконно на островах Индонезийского архипелага или был завезен индийскими торговцами. По мнению автора этой статьи, истина где-то посередине этих двух полярных точек зрения, то есть возник театр именно на местной почве и существовал с давних времен у многих народов Индонезийского архипелага, а трансформация, развитие и формирование театральной традиции происходило под влиянием индийского театрального искусства после прибытия индийских купцов и мастеров. Вероятно, некая разновидность кукольного театра в форме ритуалов и культов предков, изначально существовала на островах. Ведь куклы у многих народов Индонезии с древних времен используются в ритуальных целях, часто как «вместилище» для духов предков. Изначально, кукольный театр служил именно в качестве ритуального действа поклонения духам. И даже в наши дни, нередко кукольные представления проводят на кладбищах, поминая предков, ведь считается, что душа хотя бы в момент представления может вселиться в куклу. Позднее, с появлением индийских купцов и с растущим авторитетом индуистских верований, местные индонезийский легенды и сказания о духах предков были вытеснены богатой индуистской мифологией и эпосами. В наши же дни, театр ваянг - это не только представления театра кукол на сюжеты из «Рамаяны» и «Махабхараты», но так же и кукольные спектакли на сюжеты народных сказок, забавных анекдотов, старинных легенд  или же недавних событий.

Само слово ваянг значит «кукла», это слово созвучно другому слову индонезийского языка - «bayang», что значит «тень». Многие народы индонезии (например, батаки, тораджи) с древних времен изготавливали куклы в ритуальных целях, считалось, что душа умершего вселяется в куклу. Так, кукла становится словно бы «тенью» человеческой души. Первоначально, кукольный театр возник из древних ритуалов, относящихся к культу умерших предков. А театр ваянг кулит, это не столько именно кукольный театр, сколько теневой театр. Сама кукла считается тенью души, а тень от куклы, возникающая на экране, оживает, словно бы бесплотная душа обрела зримую форму. Героиней действа является не сама кукла, а её тень, воспринимаемая как оживший дух. Действо театра ваянг воспринималось как ритуал, как установление связи живых людей с миром духов. Даланги кукловоды считалось, наделены сверхъестественной силой, к ним всегда относились с особым почетом и уважением. Самые первые упоминания о существовании кукольного театра относятся к  930 году н.э, когда говорилось, что некий Галиги, странник, играет «ваянг» на сюжет из «Махабхараты» про силача великана Бхиму для королевских церемоний. Потом, одним из первых знаменитых ценителей театра ваянг был отважный король Аирлангга (1035 - 1049 годы правления). Он писал, что на представлениях театра многие отчаянно плакали, тосковали и недоумевали, наблюдая за куклами, несмотря на то, что знали, это всего лишь раскрашенные кусочки буйволиной кожи, управляемые кукловодами. Люди, которые поглощены миром чувственных удовольствий и страданий, живут в кругу иллюзий, переживаний, идей и сказок, и грань между вымыслом и реальностью в этом мире призрачна, а в момент действа театра теней этой грани и вовсе не существует. Вымысел и легенды оживают и продолжают свою жизнь в сердцах и в воображении людей из поколения в поколение.

Существует три основных разновидности теневого театра в Индонезии - ваянг кулит, ваянг голек и ваянг каручил (или клитик).

Ваянг кулит - театр теней, распространенный на Яве и на Бали, куклы  для которого плоскостные, они вырезаны из спрессованной кожи животных (собственно, слово «кулит» переводится как «кожа»). Другая разновидность теневого театра - ваянг голек. Куклы для этого театра создаются из дерева, и они объемные. Театр ваянг кулит считается более традиционным и аутентичным, тогда как ваянг голек - более новый и возникший под влиянием как китайской, так и европейской культуры кукольных театров. Особая разновидность кукольного театра Явы - ваянг каручил или ваянг клитик. Фигуры кукол для этого театра такие же плоскостные, как и фигуры кукол ваянг кулит, но сделаны они не из кожи, а из тонких деревянных дощечек.  Сюжеты представлений ваянг каручил как правило происходят из легенд и сказаний древних королевств восточной Явы.

Раден Гатоткача. Кукла театра ваянг-голек. Сунда.

Раден Гатоткача. Кукла театра ваянг-голек. Сунда.

Раден Гатоткача - популярный персонаж театра, один из героев эпоса «Махабхарата». Он стал жертвой хитрой интриги Кришны во время битвы на Кукушетре.  Кришна всегда старался не допустить, чтобы главный воин Пандавов Арджуна вступал в бой с Карной, грозным воином злых Кауравов, ведь в руках Карны был магический дротик, подаренный Индрой. Этот дротик мог убить каждого, но его можно использовать только один раз. Конечно, случись схватка Карны с Арджуной, тот тут же прибегнул бы к помощи магического дротика. Кришна приказал именно Гатоткача идти на поединок с Карной. Гатоткача был неимоверно силен - он был наполовину Ракшасом, наполовину человеком. Говорится, что его кости были железными, нервы стальные и кожа бронзовой, и не было такого оружия, что могло бы его сразить. Карна, недолго думая, пустил в дело дротик, подаренный Индрой... Славный герой Гатоткача был сражен наповал. Коварный план Кришны осуществился - он пожертвовал жизнью Гатоткача, чтобы спасти от удара дротика Арджуну.

Фатхур Гамбланг. картина "Пунакаван". 2010

Фатхур Гамбланг. картина "Пунакаван". 2010

В коллекции музея есть немало картин в стиле «ваянг», сделанных современными художниками. Среди этих картин особое внимание привлекает работа всемирно известного художника Фатхура Гамбланга, участника многих международных выставок. Ф. Гамбланг изобразил четырех самых знаменитых персонажей традиционного ваянг, четырех «пунакаван» - клоунов, шутов, высмеивающих пороки общества и дурные качества людей. Без них не обходилось, практически, ни одно представление театра ваянг!

Само слово «пуна» с древнеяванского языка переводится как «яркий», «необычный», «хитрый», «проницательный». Персонажи пунакаван символизируют хитрость и житейскую мудрость простого народа. Как правило, пунакаван являются слугами и друзьями главных героев. Они с давних пор  фигурировали и в шуточных, и в серьезных спектаклях. В последних, сюжеты с участием пунакаван давались в качестве развлекательных интермедий, вплетенных в основную ткань повествования. Нередко, представления с пунакаван устраивались на городских базарах, ярмарках, в дни народных гуляний в развлекательных (и нравоучительных) целях. Подчас, в представлениях в саркастической форме критиковались существующие порядки или даже высмеивались какие-нибудь местные чиновники. С древних времен, это был единственный возможный безнаказанный способ открыто критиковать власти, высмеивать наглых  и жестоких чиновников, а потому персонажи пунакаван стали самыми любимыми среди простого народа Индонезии. Кстати, наш ярмарочный всеми любимый «Петрушка» возник под влиянием индонезийского своего более древнего прототипа - пунакавана по имени Петрук. Петрук изображается как любопытный шут с неестественно длинным носом, он всегда отпускает самые грубые и острые шутки!

Другие пунакаваны - это Семар, Гаренг и Багонг. Семар часто персонифицирует собой толстых и неуклюжих, недалеких чиновников, словно бы передразнивает их. Семар - деревенский староста, он всегда что-то скажет невпопад, затеет какую-то хитрость, но сам попадает впросак, вызывая всеобщий смех! Он обычно изображается коротышкой с приплюснутым носом и расплывшимся брюхом. Образ Семара, тем не менее, связан с божеством-покровителем деревень, поэтому, часто кукла изображающая Семара считается серьезным оберегом.

 Гаренг - сын Семара, он неуклюжий и косолапый, но обладает грубой физической силой и смешной внешностью, кроме того, он все время врет, и всегда попадается на лжи, что тоже вызывает смех и веселье. Он часто спорит или дерется с Петруком, на потеху публике. Но вообще Гаренг и Петрук друзья, они всегда выступают на поддержку сил добра, когда возникает необходимость, например, они готовы храбро сражаться на стороне благородных и отважных Пандавов (в представлениях на сюжет «Махабхараты»). Багонг сначала был тенью Семара. Считается, Семар был сначала каким-то мелким божеством, но потом за его интриги боги спустили его на землю. Что бы ему было не скучно, ему дали тень и сказали, что эта тень будет его верным другом. Тень же не захотела довольствоваться таким столь подчиненным статусом, и воплотилась в Багонга. Багонг действительно стал другом Семара, но его напористая манера врать, кривляться и притворяться полным дураком вызывает смех и подчас выводит Семара из себя! Теперь, по этим описаниям нетрудно догадаться, кто есть кто на картине, созданной Фатхуром Гамблангом.

Куклы, изображенные художником на фоне виднеющихся в сюрреалистической дымке древних храмов чанди, напоминают скорее не марионеток, а оживших призраков, каких-то сверхъестественных существ. В этой картине отображено отношение индонезийцев к театру «ваянг», ведь в момент представления куклы оживают, и грань между фантазией и реальностью стирается, все и вся - лишь дышащие жизнью и наделенные душой частички бесконечного Космоса...

Куклы, изображающие представителей голландской колониальной администрации. Ваянг Революси (Революционный кукольный театр).

Куклы, изображающие представителей голландской колониальной администрации. Ваянг Революси (Революционный кукольный театр).

Кукольный театр - это не только обращение к далекому прошлому или к мифам и легендам, это ещё и отклик на события современности, это попытка осознать и рассказать о настоящем. В XX веке возникло много новых форм театра ваянг, особенно большой популярностью пользовался театр "ваянг революси», в котором куклы представляли реальных исторических лиц, глав голландской колониальной администрации и отчаянных бунтарей, героев национально-освободительного движения. Создатель «революционного театра» Раден Мас Саид. В середине же двадцатого столетия пастору из Суракарты по имени Тимотхеус Вигнисуброто пришла идея создать театр «ваянг вахью», кукольный театр для постановок по мотивам историй из Ветхого и Нового Завета. Первым спектаклем такого театра стала постановка «Давид и Голиаф».

Оркестр гамелан - Музей кукол театра Ваянг, Джакарта, Индонезия.

Оркестр гамелан

Музыкальный оркестр гамелан состоит по крайней мере из пятнадцати различных инструментов. И в каждой деревне есть своя музыкальная традиция и свой оркестр, порой состоящих из музыкантов любителей, обычных жителей, с детства обучающихся у старших учителей игре в оркестре. Сначала для ребят это просто забавное времяпровождение, игра, потом - гордость за наследование культурной традиции, потом - ответственность за передачу этой традиции другому младшему поколению. И так - из века в век...

Большая часть инструментов оркестра гамелан - ударные, а так же небольшая бамбуковая флейта (сулинг), дающая долгий тонкий звук, близкий по тембру к голосу певца, струнный смычковый ребаб, струнный щипковый кычапи. Ведет основную мелодическую тему и задает ритм ксилофон гамбанг, вторят ему ударные «лежачие» гонги бананг, укрепленные с помощью специальных шнуров на деревянных подставках. Все инструменты оркестра гамелан, а так же куклы для театра ваянг, хранятся в деревянном ящике котхак. Деревянные большие молоточки чемпала, сделанные из тикового дерева, служат для подачи звукового сигнала в процессе представления от одного кукловода к другому. Оркестр наделен сакральной силой: считается, звуки оркестра способны исцелять тела и души людей и изгонять злых духов, защищать деревни от засух и города от войн.

Музыка оркестра гамелан, кукольный театр ваянг во всем его многообразии, со всеми различными направлениями и стилями, - живая художественная традиция и высокое искусство, признанное во всем мире. В наши дни это искусство вышло далеко за пределы деревенских традиций. Теперь искусство «ваянг» известно и популярно во всем мире, в Индонезии и за её рубежами немало консерваторий и академий, где изучается искусство «ваянг» и музыка оркестра «гамелан».

7 ноября 2003 года индонезийский театр ваянг признан ЮНЕСКО шедевром нематериального культурного наследия человечества. Среди современных кукловодов  далангов есть не только коренные индонезийцы, но и профессионалы со всего мира, завороженные этим искусством и сделавшим его смыслом своей жизни. Музей открывает зрителям богатую историю кукольного театра, знакомит с традициями ваянг и современными процессами трансформаций и интерпретаций этих традиций. Музей вдохновляет узнать большее - поехать в дальнюю яванскую деревушку и целую ночь просидеть у костра под звуки гамелана, став свидетелем событий древних легенд, воплощенных в игре теней на белом экране...

 

Яна Наумовна Лукашевская,

историк искусства, независимый арт-критик, куратор выставок. 

Все фотографии выполнены лично автором статьи с любезного позволения администрации музея.


Вам могут быть интересны следующие ресурсы: