ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Копии картин
 

Иппический жанр

картина лошадь

[ подбор картин по всему миру, копии картин ]

« Сингапур. Музей изобразительного искусстваМузей кукол театра Ваянг, Джакарта, Индонезия »

От: Лукашевская Яна Наумовна, © wm-painting.ru


Опубликовано: Май 26, 2014

Музей города Хошимин, Вьетнам

(Museum of Ho Chi Minh City, 65 Ly Tu Trong, District 1, Ho Chi Minh City)
 
Музей города Хошимин находится в здании, построенном в 1885 – 1890 годах по проекту французского архитектора Альфреда Фоульхуса, соединившего в конструкции и декоре здания принципы традиций французского неоклассицизма с традициями архитектуры Вьетнама.

Музей города Хошимин, Вьетнам  

Интересно, что изначально в 1880-е годы здание и было задумано как музей – французы планировали разместить здесь Музей Торговли и выставочные залы для презентации колониальных товаров. Однако, собственно музеем здание станет лишь спустя столетие, после освобождения Вьетнама и от французов, и от американцев. В конце же девятнадцатого века здание приглянулось французскому губернатору Индокитайских колоний по имени Генри Елои Даниел (1850 – 1898).

В 1945 году, когда японское фашистское правительство перехватило власть у французов, японский губернатор Йошио Минода и его окружение оккупировали дворец, в последствии предоставив его в качестве резиденции генералу Нгуйен Ван Сам. Когда победила Августовская революция, и 25 августа 1945 года над фронтоном этого здания, как, впрочем, и других, зареяло знамя революции, Нгуйен Ван Сам был арестован. Но, как известно, до окончательной победы тогда было ещё очень далеко. И вот, в мае 1947 года французы попытались взять реванш, на несколько лет им это удалось сделать. После Женевских соглашений, в результате которых в 1954 году Вьетнам был разделен на Север и Юг, правительство южного Вьетнама возглавил Нго Динь Дием, убитый в 1963 году в результате заговора своего же правительства. Его преемники, делавшие ставку на американскую помощь, вскоре тоже были свергнуты – в 1975 году, после победы над американскими оккупантами и объединения страны. В здании, ставшем свидетелем всех этих бурных исторических перипетий, разместили музей Революции города Хошимин, но в конце 1999 года музей переименовали, он стал называться просто музей города Хошимин, когда коллекции музея были расширены и кроме залов, посвященных непосредственно национально-освободительной борьбе, появились также залы, где выставлены предметы быта, декоративно-прикладного искусства и реконструированы интерьеры жилищ и магазинов Сайгона в девятнадцатом веке.

По четкости композиции и тонкости прорисовки деталей здание этого музея относится к одним из лучших произведений колониального зодчества Сайгона. Архитектура здания с изящным гармоничным сочетанием больших и маленьких колонн и пилястр в решении фасада, вызывает в памяти дворцы Франции в классическом стиле, в частности дворцы, возведенные при «короле-солнце» Людовике XIV де Бурбон архитекторами Франсуа Мансаром и Клодом Перро. Ионические колонны, объединяющие собой первый и второй этаж, придающие композиции фасада величественный масштаб и плавный равномерный выдержанный ритм, - это мотив, распространенный в архитектуре античности и широко использовавшийся европейскими зодчими конца XVII – начала XVIII  века. Массивная ротонда, оформляющая вход в здание, так же свидетельствует о том, что архитектора вдохновляли образцы «большого стиля», стиля, получившего имя короля Людовика XIV.

В центре фронтона – аллегорический бюст Республики, по сторонам от которого ветвь лавра, корона из цветов, спираль из листьев и скрученного туловища змеи. Всю эту композицию обрамляет петух и сова – символы дня и ночи, соответственно. В качестве архитектурного декора композиции фасада здания используются различные геометрические мотивы, картуши, диски, стилизованные изображения растений и животных. Наряду с рельефами, копирующими греческие и римские образцы, встречаются очень выразительные изображения тропических растений и животных – листов пальмы, домовых ящериц, грациозных болотных цапель.

Музейная экспозиция состоит из девяти основных частей: природа и археология, география (здесь можно увидеть карты юга Вьетнама разных эпох), история города как торгового порта, культура Сайгона – Хошимина, революционная борьба 1930 – 1954 годов, революционная борьба 1954 – 1975 г.г., индустриальные районы и ремесленные деревни Хошимина и окрестностей, коллекции, посвященные памяти солдат-патриотов, история денег Вьетнама.

Зал культуры и традиций Сайгона - Хошимина - Музей города Хошимин, Вьетнам
 
Зал культуры и традиций Сайгона - Хошимина

В зале, посвященном культуре Сайгона – современного Хошимина, представлены предметы искусств и ремесел разных этнических групп, населявших с давних времен эти территории (вьетов, чамов, вьетнамских китайцев, кхмеров и др.). Здесь можно увидеть реконструкции некоторых важных традиционных церемоний (свадеб, поклонений духам), узнать о национальных костюмах, о музыкальных инструментах, театральных представлениях, танцах. Зал, где представлена история денег Вьетнама, - настоящая находка для нумизматов! Здесь скрупулезно собрана, систематизирована и подробно описана история денег во Вьетнаме от самой глубокой древности и до наших дней на наглядных примерах, коих более тысячи. Здесь и монеты Бронзового века, и древних императорских династий Ле, Ли, Чан, и последней императорской династии Нгуйен, и французского Индокитая, и Демократической Республики Вьетнам.

Повседневная жизнь в французском колониальном Сайгоне в конце девятнадцатого века. Реконструкция.

Повседневная жизнь в французском колониальном Сайгоне в конце девятнадцатого века. Реконструкция.

В конце девятнадцатого века Сайгон стал крупным торговым городом, сюда стекались в надежде заработать люди со всех уголков страны, покидая родные деревни.  Город быстро рос, появлялись новые кварталы, мастерские, фабрики, открывались крупные рынки и разрастался огромный порт. Ремесленники жили на тесных сайгонских улицах, тут же производили и продавали свой товар. Реконструкция быта сделана в музее очень талантливо, хотя и весьма просто. Во весь размер стены даны фотографии улиц Сайгона тех времен, служащие фоном для многофигурных скульптурных композиций. Терракотовые фигуры людей выполнены реалистично и выразительно, так, что создается ощущение остановленного мгновения словно бы подсмотренной случайно сцены из жизни давно минувших лет. Проходя по просторным залам и любуясь созданными реконструкциями, мы представляем себе наглядно историю основания и развития Сайгона, его знаменитого порта, рынка Бен Тхань, транспортной системы, промышленности и ремесел. В экспозиции так же можно увидеть ювелирные изделия, керамику, посуду из фарфора, бронзовое литье, ткани и резные фрагменты архитектурного декора. Все это бережно собрано, сохранено и очень продуманно включено в композицию каждого зала так, что каждый экспонат представляет собой закономерную часть этого наглядного повествования об истории прекрасного южного Вьетнамского города.

В следующих залах – по тем же принципам построения экспозиции представлена история революционной борьбы с 1930 по 1954 год.

картина Нгуйен Дык Туан. Августовская революция в Сайгоне. Плакат.
 
картина Нгуйен Дык Туан. Августовская революция в Сайгоне. Плакат.

Во Вьетнаме столкнулись политические интересы многих стран после Второй Мировой Войны. И если Европа стала оправляться после битв, то в Азии напряжение только начинало накаляться с еще большей силой. Японские фашисты, ориентируясь на пример своих немецких «учителей», решили добиться если и не мирового господства, то, по крайней мере, господства во всей Азии. В общем-то, вьетнамцы проявили мудрую дальновидность, не шибко сопротивляясь японцам. Они решили позволить японцам повоевать на их земле, что бы они со своей новейшей военной техникой смогли разнести войска французов, а потом, когда фашизм в Европе потерпел поражение, и воодушевление японцев было сломлено, их без проблем и без промедления выдворили из страны. Интересно заметить, что революция во Вьетнаме носила в большей степени не классовый характер, а национально-освободительный, то есть борьба была направлена не столько против самого императора, который, по сути, и так давно уже утратил самостоятельную политическую силу, и не против монархии как таковой, а против иноземных оккупантов. Французские колонизаторы были побеждены японскими оккупантам в марте 1945 года. Этого-то как раз и ждали вьетнамские коммунисты. И тогда Вьетнамская Коммунистическая Партия мобилизовала движение сопротивления против японских фашистов. 16 августа на Национальном конгрессе Вьетминя было принято решение о создании после полного освобождения страны новой свободной Демократической Республики Вьетнам. И тогда красный флаг с желтой звездой был выбран в качестве национального флага. 19 августа восстание под этим флагом принесло победу в Ханое, потом 23 августа в городе Хюэ, а 25 августа – в Сайгоне. И на этой картине, представляющей большую документальную ценность, показано то, как тепло и радостно встречают люди свою свободу под ярким флагом с золотой звездой.

В следующем зале продолжается рассказ о победоносной национально-освободительной борьбе с 1954 года по 1975 год.
 

Нгуйен Дык Туан. Наступательная операция «Хо Ши Мин». Плакат

Нгуйен Дык Туан. Наступательная операция «Хо Ши Мин». Плакат

Основное наступление  в 1975 году в марте открыло двери для окончательной победы Вьетнамцев сначала в городе Буон Ма Тот, на Центральном Нагорье Вьетнама. С этого началось освобождение города Хюэ и Да Нанг. Революционные силы армии возрастали с каждым днем и мобилизовались, образуя все новые и новые батальоны из местного населения в каждом городе. Войска борцов за свободу объединились и обрушились на ослабевшее и безынициативное марионеточное правительство Южного Вьетнама. В апреле 1975 года под командованием генерала Ван Тиен Дунга наступление освободительной армии ДРВ и Вьетконга началось в местечке Лок Нинь недалеко от Сайгона. Эта наступательная операция 14 апреля 1975 года получила название «Хо Ши Мин», в ходе неё военные вместе с гражданским населением, перешедшим в ряды партизан, объединились и начали наступление под лозунгом «скорость, бесстрашие, внезапность – Победа». Войска стремительно двинулись через Лонг Нгуйен, район Бен Кат, через провинцию Бинь Дуонг, через местечко Сюан Лок и  далее - прямо на Сайгон. Марионеточное правительство, уставшее от собственной слабости, беспомощности и бесполезности, сопротивляться не стало, и президент Нгуйен Ван Тхьеу добровольно отказался от своих полномочий.

В ходе наступательной операции было задействовано сорок революционных баз, четыреста организаций, включающих в себя более двух с половиной тысяч человек руководящего состава, и десятки тысяч вооруженного населения. Все эти силы были разделены на пять основных крыльев, расположившихся по всем направлениям от города Сайгон. Историческая победоносная наступательная операция началась в 17.00, 26 апреля 1975 года и продолжалась до 11.30, до 30 апреля 1975 года. На этой картине изображен тот важный момент торжества Победы, когда танк 390, принадлежавший 230-й бригаде, второму батальону, первым вошел на территорию Дворца Независимости, где заседало марионеточное правительство, и глава наступательной операции Буй Куанг Тхань водрузил красный флаг с золотой звездой над дворцом.  Тогда капитан Фам Сюань Тхе и лейтенант Дуонг Ван Минь по радио зачитали речь, в которой объявили о захвате дворца, о свержении марионеточного правительства, о победоносном и окончательном освобождении юга Вьетнама и о долгожданном объединение страны. На картине запечатлена радость и ликование людей, счастливых, радующихся выстраданной и завоеванной таким трудом свободе и миру.

Шкатулка. Дерево, инкрустация перламутром. Вьетнам, начало XX века. Коллекция Нгуйен Тхи Ле.

Шкатулка. Дерево, инкрустация перламутром. Вьетнам, начало XX века. Коллекция Нгуйен Тхи Ле.

История города Сайгон предстает перед зрителями в разных видах – повествование ведут и документы, и реконструкции, и отдельные экспонаты, просто вещи, которые были подарены музею жителями, влюбленными в свой город и готовыми поделиться этой любовью с посетителями из разных стран. В коллекции музея можно увидеть  примечательные декоративные изделия, статуэтки и ткани. В них отражена сама жизнь, душа вьетнамцев. Эти вещи сопровождают вьетнамцев в их быту, они дарят радость и наслаждение красотой. Среди таких предметов декоративно-прикладного искусства особое место занимают инкрустированные перламутром лаковые шкатулки. Такие шкатулки есть практически у каждого вьетнамца, даже в самом бедном доме. Они передаются по наследству, дарятся самым близким людям на важные торжества. Красота в их магическом притягательном мерцании, в гладкой поверхности, в тонкости рисунка, в скромной простоте, и в мягкости сияющих оттенков.

Статуэтки богов Счастья, Богатства и Долголетия. Кость, XX век. (Коллекция Тчан Ань Туан).

Статуэтки богов Счастья, Богатства и Долголетия. Кость, XX век. (Коллекция Тчан Ань Туан)

Статуэтки богов Счастья, Богатства и Долголетия – типичная композиция на книжных полках или на домашних алтарях многих вьетнамцев. Изображаются боги-охранители семьи, как правило,  в виде смеющихся добрых старцев, у одного на руках ребенок, другой поглаживает рукой бороду, а третий держит в одной руке посох, а в другой руке – плод персика, символ долголетия и здоровья. Постаменты для статуй сделаны из густого коричневого лака, на них мы можем увидеть стилизованные изображения деревьев и драконов. Сами статуэтки вырезаны из кости, и эта резьба настолько тонкая и виртуозная, что нам передается ощущение ветра, раздувающего одежды старцев, а в ниспадающих складках одежд угадываются их движения и жесты. Кажется, статуэтки подвижны, вот один старец только что подхватил на руки малыша, а другой перебирает пальцами свою бороду. Даже волосы бороды и морщины на лице мастер тонко обрисовывает своим резцом.

Шкатулка. Эмаль, бронза. Вьетнам XIX век. (Коллекция Нгуйен Ван Хай).  - Музей города Хошимин, Вьетнам

Шкатулка. Эмаль, бронза. Вьетнам XIX век. (Коллекция Нгуйен Ван Хай).

Вьетнам славится и своими перегородчатыми эмалями, более тонкими, многообразными по цвету и сложности рисунков, чем китайские подобные изделия. Сначала на поверхность наносится тонкий рисунок, потом по контурам прокладывается тонкая медная или латунная проволока, припаивающаяся к основе. В образовавшееся пространство между этими «перегородками» аккуратно заливается стекловидная масса – эмаль разных цветов.  В отличие от китайских подобных эмалей, чаще изображающих божеств или сцены из придворной жизни, мастеров вьетнамских эмалей больше занимают сцены из повседневной жизни крестьян, рабочих, торговцев, буддийских монахов, рыбаков. И, конечно, вьетнамских мастеров всегда увлекают образы любимой плодородной природы родной страны. Практически каждый раз, насколько бы маленьким и условно стилизованным ни было бы изображение, мы можем с точностью определить, что именно за растение изображает мастер. И здесь, под густыми ветвями дерева тамаринда с его большими коричневыми стручками, старец присел в тени и удит в пруду рыбу.

В залах музея действует не только постоянная экспозиция, все время поновляющаяся и становящаяся более подробно аннотированной, но также проводятся и временные выставки современных фотографов и художников. Мастера фотографии, как и современной живописи Вьетнама, часто обращаются к темам из повседневной жизни, их интересуют традиции родной страны, этнография, природа Вьетнама, образы из народа, из самых далеких от центральных крупных городов уголков страны. Каждый этнос, населяющий Вьетнам, обладает своим особым обликом, своей культурой и традициями, так же яркое многообразие представляют народные костюмы, танцы, музыка, произведения декоративно-прикладного искусства Вьетнама. Фотограф Нго Динь Хоа много путешествует по Вьетнаму и запечатлевает самые выразительные образы людей своей страны. Особенно его интересует жизнь различных народов Центрального Нагорья Вьетнама, знаменитого своими нетронутыми цивилизацией лесами, чистейшими водопадами, обширными плантациями чая и кофе, бережно хранимыми вековыми традициями. На своем фото «Две сестры» Нго Динь Хоа показывает портрет старых долгожительниц Центрального Нагорья, переживших лишения войн, сохранивших оптимизм, юношескую веселость и радость жизни.

Фотограф Нго Динь Хоа. Две сестры (народность Ма, известная своей традицией большого пирсинга на мочках ушей). Провинция Дак Нон

Фотограф Нго Динь Хоа. Две сестры (народность Ма, известная своей традицией большого пирсинга на мочках ушей). Провинция Дак Нонг. Центральное Нагорье. 2010.

Музей города Хошимин принимает активное участие в общественной жизни, пропагандирует исторические знания и уважение к прошлому, создает множество образовательных программ для туристов, для школьников и студентов. При музее создан клуб «Я люблю историю» для вьетнамской молодежи, который организует лекции, семинары, экспедиции, походы и выставки работ молодых художников и фотографов, выпускает журнал, где юные историки могут публиковать свои эссе и статьи.



Лукашевская Яна Наумовна,
Историк искусства, независимый арт-критик. © wm-painting.ru


Вам могут быть интересны следующие ресурсы: