ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Копии картин
 

Иппический жанр

картина лошадь

[ подбор картин по всему миру, копии картин ]

« Джакарта. Национальный музей истории и культуры Индонезии. (Jakarta, Museum Nasional di Indonesia, Jl. Medan Merdeka Barat, 12)Национальный музей Камбоджи. Пномпень »
От: Лукашевская Яна Наумовна, © wm-painting.ru


Опубликовано: Февраль 17, 2014

Музей искусства Ислама. Куала-Лумпур. (Islamic Arts Museum Malaysia, Jalan Lembah Perdana, 50480, Kuala Lumpur, Malaysia)

Музей искусства Ислама. Куала-Лумпур. (Islamic Arts Museum Malaysia, Jalan Lembah Perdana, 50480, Kuala Lumpur, Malaysia)  

Музей искусства Ислама создан в самом сердце столицы Малайзии. Здесь собраны важные экспонаты, реконструкции, исторические артефакты, произведения ремесла и искусства, дающие представление о ярком и сложном мире Ислама, его религиозного сознания, традиций, изобразительного искусства и философии. В наши дни растет интерес к истории Ислама, как среди верующих мусульман, так и среди представителей других религиозных учений во всем мире. И музей готов дать ответы всем интересующимся посетителям на многие вопросы об истории, духовной и материальной культуре, изобразительном искусстве Ислама.


Музей искусства Ислама. Куала-Лумпур. Внутренний двор

Внутренний дворик музея с фонтаном.

Музей искусства Ислама был создан в Куала-Лумпуре в 1998 году для того, чтобы обобщить историю Ислама, в доступной и понятной форме изложить и наглядно репрезентировать сложные философские и теологические идеи Ислама, отраженные в  разных формах искусства, архитектуры, ремесленных изделий.

Территория музея, расположенного в окружении крупнейшего городского парка Куала-Лумпура, занимает более тридцати тысяч метров квадратных. Сама архитектура здания музея представляет большой интерес, ведь в ней сочетаются элементы стиля арт-деко, конструктивизма и традиционной средневековой исламской архитектуры.

Архитектура – одно из высочайших искусств мира Ислама, ведь кому, как ни архитектору, дано создать священное пространство для совершения молитв. Именно в архитектуре ярче всего отразилась самобытность миропонимания и эстетического видения мусульман. В коллекции музея представлены одни из самых крупных и точных макетов священных для мусульман мечетей со всего мира. Можно увидеть макет знаменитой мечети Аль Харам в Мекке, а так же мечети Китая и Средней Азии.

Мечеть Аль Харам. Мекка. Саудовская Аравия. VII век. (I век Хиджра).
 
Мечеть Аль Харам. Мекка. Саудовская Аравия. VII век. (I век Хиджра).

Святая мечеть в Мекке – наиболее важное место паломничества мусульман со всего мира, которое запрещается видеть тем, кто не исповедует Ислам. Музей, представляя прекрасную модель здания мечети Аль Харам, дает возможность взглянуть на тайну, закрытую для не мусульман. Мечеть построена вокруг камня святой Каабы, знаменитого Черного камня. Впервые палатку над Черным камнем, как считается, возвел ёще первый пророк Адам, потом его сын Сиф стал делать строить Каабу, сооружение, вмещающее святой Черный камень. После Всемирного потопа, первоначальная Кааба была утрачена. По божьему велению и с помощью ангела Джабраила, Кааба была вновь воссоздана пророком Ибрагимом и его сыном пророком Исмаилом.  

В 632 году пророк Магомет, потомок пророка Ибрагима, вошел в Мекку, и, увидев языческих идолов вокруг Каабы, он приказал их всех уничтожить, и вскоре Кааба стала святым местом, лицом к которому мусульмане встают пять раз в день во время молитвы. Мусульмане считают большим счастьем раз в жизни совершить паломничество к Каабе. В наши дни, пространство вокруг святого Черного камня рассчитано на размещение более одного миллиона верующих мусульман.
 
Мраморный фонтан из дворца Мамлюк XVI век. Фонтан сделан из керамики, сталактитов и мрамора.

Мраморный фонтан из дворца Мамлюк XVI век. Фонтан сделан из керамики, сталактитов и мрамора.

Домашние небольшие фонтаны в исламском мире – неотъемлемая часть эстетики повседневности и характерный элемент домашнего быта. Такие фонтанчики помещали в центре главной комнаты и во дворах. Фонтан должен давать прохладу в полуденный зной. Кроме того, фонтан символизирует преемственность поколений и вечную жизнь, является отголоском «райских садов», в которых будет после смерти обитать душа праведного мусульманина, наслаждаясь прохладой, красотой и ароматами цветов, пением прекрасных небесных дев-гурий. В засушливом климате Ближнего Востока вода всегда ассоциировалась с самой жизнью, и даже в самом бедном дворе можно встретить небольшой фонтан, окруженный особым вниманием, почитанием и постоянным уходом. В отличие от европейских монументальных садовых фонтанов, в исламском мире фонтанчики носят домашний, камерный характер, их редко можно увидеть на центральных городских площадях, они скрыты от посторонних глаз в сердце традиционного дома – во внутреннем дворике. Конечно, в исламском мире есть и примеры монументальных фонтанов со сложной системой акведуков и лабиринтов водопроводных труб, таких, как комплекс фонтанов, каналов и водопадов в саду дворца шаха Акбара, недалеко от Агры (Индия).

Мечеть Тенгкера. Малакка. Малайзия. 1728 г. Музей искусства Ислама.

Мечеть Тенгкера. Малакка. Малайзия. 1728 г.

Мечеть Тенгкера одна из древнейших мечетей в Малакке, пережившая период голландской колонизации.  Многоярусная крыша с керамической черепицей отражает влияние голландской архитектуры, а минарет в форме пагоды – влияние архитектуры китайских торговцев, в то время самого многочисленного населения Малакки. На территории мечети погребен Султан Хусейн Шах, который подписал исторический  договор со Стэмфордом Раффлзом о передаче Сингапура англичанам.

Мечеть Вади Хусейн. 1621 год. Паттани, Тайланд.  Музей искусства Ислама.

Мечеть Вади Хусейн. 1621 год. Паттани, Тайланд.

Мечеть Вади Хусейн одна из самых старых мечетей в Тайланде. Она построена целиком из дерева и сохранилась в своей изначальной форме до наших дней. Уникальна архитектура этой мечети, все напоминает в ней традиционную тайскую прибрежную хижину на сваях - сквозные вентиляционные окна, конструкция крыши, сваи, прочно упирающиеся в землю, готовые сопротивляться тропическим ливням и наводнениям.

Кисва. 1964. Музей искусства Ислама.  

Кисва. 1964.

Святая Кааба находится в центре мечети Аль Харам в Мекке, важнейшем святом месте паломничества мусульман. Стены Святой Каабы покрыты специальным покрывалом под названием «кисва», сделанным из черного шелка с вышитыми шелковой и золотой нитью каллиграфическими строками, высказываниями из Корана. Кисву раз в году перед Великим хаджем меняют на новую. В экспозиции представлена часть «кисвы», покрывавшей Каабу в течение 1964 года. Подпись говорит о том, что сделана «кисва» в Мекке на фабрике Абд Аль Рахима Ами. Кисва вышита в несколько этапов. Сначала хлопковой нитью вышивались контуры сложных каллиграфических завитков, потом делалась вышивка черным шелком внутри контура. Процесс завершался тогда, когда вышивка покрывалась поверху золотыми и серебряными нитями, и эти же изысканные нити заменяли хлопковую нить черновой пометки контура.

Сертификат о заключении брака. 23.01.1850. Иран.

Сертификат о заключении брака. 23.01.1850. Иран.

В Исламском мире с момента его зарождения высокого развития достигло искусство каллиграфии. Даже простой документ, написанный каллиграфическим шрифтом, можно рассматривать как произведение искусства. Каллиграфия – это своего рода гимн, воспевающий могущество, красоту и величие Слова Божия. Ведь все буквы, содержащиеся в Коране священны, значит, любой текст сакрален. Искусство каллиграфии ценилось в арабском мире выше любого другого. Часто искусством каллиграфии владели грамотные и уважаемые государственные чиновники или религиозные деятели.  Текст брачного сертификата написан шрифтом «насталик», который был изобретен Мир Али Табризи в XIV веке, когда ему, по легенде, приснился полет волшебных птиц на фоне сияющего в лучах солнца неба. Шрифт «насталик» считается самым красивым, изящным, поэтичным и сложным шрифтом. Этот шрифт получил впоследствии широкое распространение по всему Исламскому миру.

Сертификат о заключении брака считался священным по своей сути. Особенно ценны с художественной точки зрения брачные сертификаты, сделанные в Персии в период династии Каджар (1779 – 1924). Они отображают особую персидскую эстетику форм, орнаментов, гаммы цветов, в которой превалируют сочетания золота с рыжей охрой и голубой лазурью. В брачных сертификатах отмечаются имена молодоженов, их родителей и всех родственников, свидетелей и чиновников, служащих при регистрации брака, а так же оценивается  имущество невесты и величина  «выкупа» за невесту со стороны семьи мужа.
 
Шейное украшение. Золото с драгоценными камнями. Южная Индия. XVIII век.

Шейное украшение. Золото с драгоценными камнями. Южная Индия. XVIII век.

Ювелирные украшения для мусульманских женщин – наиболее ценная вещь из всего имущества. Они принадлежат только ей, и даже в редких, но все же случающихся, ситуациях развода, все драгоценные украшения, подаренные женщине мужем, не могут быть отняты от нее. В Южной Индии ювелирные украшения славятся особой роскошью и разнообразием форм. Многие формы украшений, используемых мусульманами, пришли из коренной религии Индии – индуизма. Форма «крыла Гаруды», например, стала очень популярна среди мусульманской знати. Рубин – камень, символизирующий сердце, страстную и верную любовь, преданность, духовность и честность. Украшения с рубинами, как правило, носили знатные замужние женщины. Юные девушки носили сапфиры, изумруды, жемчуга или кварцы.

Шейное украшение  изумрудами и жемчугами. Северная Индия. XVIII век. Музей искусства Ислама. Куала Лумпур

Шейное украшение  изумрудами и жемчугами. Северная Индия. XVIII век.

Драгоценные камни, как считается, наделены магическими и целебными свойствами, они способны отгонять болезни, неудачи, влияния дурного глаза. Но не у всех было достаточно средств и возможностей купить яркое изысканное украшение из драгоценных камней. Тогда выбирали альтернативный вариант – украшение из перегородчатой или выемчатой эмали. Однако же, мастера, изготовлявшие изделия из эмали достигли таких высот, что порой их работы превосходили по тонкости и красоте изделия из подлинных драгоценных камней. Сравнительно недорогая цена изделий из эмали и многообразие цветовой палитры послужили причиной их широкого распространения не только среди мусульман, но и вообще во всем мире – от Юго-Восточной Азии до Западной Европы.  

Шейное украшение. Джайпур. Индия. XIX век. Музей искусства Ислама. Куала Лумпур

Шейное украшение. Джайпур. Индия. XIX век.

Искусству изготовления произведений из эмали мусульмане Магриба, Ближнего Востока и Индии научились у китайцев. Китайские ремесленники с древних времен смешивали измельченные оксиды металлов с разноцветным порошком из стекла для получения прочной, декоративной, яркой поверхности изделий. Эмаль используют для росписи изделия, а так же в технике выемчатой (champleve) и перегородчатой (cloisonne) эмали.

Сосуд для воды. Многоцветная эмаль. Китай. XVIII век. Музей искусства Ислама. Куала Лумпур

Сосуд для воды. Многоцветная эмаль. Китай. XVIII век.

Влияние китайского традиционного искусства отражается и в тех работах, которые китайские мастера делали для заказчиков мусульман, преимущественно с Ближнего Востока или малайского мира. Исламское искусство Китая имеет четкую идентичность, сочетающую традиционную исламскую эстетику с истинно китайским пониманием декоративности, орнаментации и мастерства. В Китае, так же, как в искусстве Ислама, всегда ценилась каллиграфия, но понималась она несколько по-другому. Китайцы ценили больше всего декоративную изощренность и сложность, витиеватость линий растительного орнамента, в то время как в исламском мире отдавалось предпочтение ясности и простоте, четкости геометрических форм и орнаментов. Огромный интерес представляют традиционные китайские книги-свитки, посвященные Исламу, а так же изделия из перегородчатой эмали, сделанные для огромного экспортного рынка.
 

Свиток с живописью и каллиграфией. Китай. 1970 – 1980 г.г. Музей искусства Ислама. Куала Лумпур

Свиток с живописью и каллиграфией

Свиток, сделанный китайцами, посвящен верованиям мусульман. Название свитка так и переводится с китайского языка: «Вера Ислам». Основной сюжет свитка – о путешествии пророка Магомеда (мир ему и благословение Аллаха) на седьмые небеса чтобы встретить Бога Всемогущего. Пещера, изображенная на рисунке свитка, это Хира, священная пещера, в которой пророк Магомет скрывался и нашел приют на пути в Медину.

Свиток с живописью и каллиграфией. Китай. 1970 – 1980 г.г.  

Свиток с живописью и каллиграфией. Китай. 1970 – 1980 г.г.

Горы, деревья и пещеры, изображенные в традиционном стиле китайского пейзажа, служат фоном для описания путешествия пророка Магомеда на небеса. Китайский текст так же содержит перечисление основных атрибутов Бога, которым человек должен следовать по жизни, как образцу и идеалу, – Знания (Илму), Способность (Кудрах), Воля (Ирдах). Крылатое существо, изображенное одном из рисунков свитка, - это Бурак, крылатый конь с человеческим ликом, вознесший пророка Магомеда на небеса.

Фляжка пилигрима. Бронза. Индия. XVII  Музей искусства Ислама. Куала Лумпур

Фляжка пилигрима. Бронза. Индия. XVII


Стул кхатиба. Дерево, серебро и кожа. 1965 год. Музей искусства Ислама. Куала-Лумпур

Стул кхатиба.  Дерево, серебро и кожа. 1965 год.

Стул был передан индийским правительством в пользование Абдуле Рахман Путра Аль Хаджи, первому премьер министру Малайзии. Стул использовался Имамом в национальной мечети в Малайзии.

Шелковая шаль. Сонгкет. Шелковое ткачество с  дополнительной позолоченной нитью уткa. Малайзия. XX век.

Шелковая шаль. Сонгкет. Шелковое ткачество с  дополнительной позолоченной нитью уткa. Малайзия. XX век.

Сонгкет – это разновидность драгоценной ткани, распространенная на всем пространстве Индонезийского архипелага и Малайского полуострова. Делается сонгкет при помощи добавления серебряной или золотой нити к нити утка. Носят такие ткани только по особым случаям – на праздники, церемонии, во время официальных мероприятий. Появление искусства ткачества сонкет относят к эпохе Шривиджайя (VII – XI в.в), и связано оно с развитием торговли между Индонезийским архипелагом, малайским миром, Индией и Китаем. Из Китая привозился шелк, а из Индии – золотые и серебреные нити. Сонкеты эксклюзивные, с особенно сложными орнаментами, могут изготавливаться в течение нескольких месяцев. Несколько веков назад сонкет считался предметом роскоши, использовался в качестве свадебного подарка, иногда валютой при обмене товарами или в качестве налога. А в наши дни при наличии синтетических материалов есть сонкеты, которые стоят очень дешево и общедоступны. При этом, сохранились и традиционные сонкеты, для которых нить изготавливается из настоящего золота или серебра, а способ создания узоров и особенности ткачества держаться в секрете из поколения в поколение в семье, которая уже не один век специализируется на производстве драгоценных сонкетов. Такие семьи есть в Палембанге на Суматре, немало их и в Малайзии. Стоимость одного метра драгоценной ткани сонкета может достигать нескольких тысяч (!) долларов США.

В Исламском мире декоративно-прикладное искусство очень высоко ценится, ведь предметы искусства служат основой обширного экспортного рынка и могут удовлетворить эстетические и утилитарные потребности даже самых взыскательных покупателей. Искусство резьбы по дереву получило широкое распространение в мире Ислама, как на Ближнем Востоке, так и в Индии, и в Юго-Восточной Азии. На Ближнем Востоке дерево всегда считалось одним из предметов роскоши, ведь во многих регионах  своей древесины было очень мало, а импортная стоила недешево.

В Индии сама по себе древесина считалась испокон веков священной, вмещающим в себя душу природы материалом.  Кроме недостатка древесины как таковой, ремесленникам приходилось тратить немало усилий и мастерства, чтобы приспособить этот «капризный» материал к жаркому и влажному климату, вызывающему деформацию, разрушение, усадку. Чтобы придать материалу прочность, а готовому изделию большую декоративность и изящество, мастера резьбы по дереву придумывали различные изощренные способы покрытия и пропитки лаком, а так же сочетания древесины с другими драгоценными материалами, с перламутром, самоцветами, слоновой костью, мраморной крошкой или золотыми и бронзовыми вставками. Высокого развития резьба по дереву достигла в Иране, во времена Сефевидов и Каджаров.

Декоративные картины, резьба и инкрустация по дереву применялась как для изготовления мебели, так и для тончайших и богатейших по своим декоративным качествам обложек для Корана и книг поэм и эпосов, содержащих величайшие шедевры иранской книжной миниатюры.

Входные двери. Иран. 1487 г. Резьба по дереву.

Входные двери. Иран. 1487 г. Резьба по дереву.

В искусстве резьбы по дереву отражается традиционная иранская эстетика – красота простых геометрических орнаментов, динамичные формы которых и декоративные эффекты основаны на точном интеллектуальном расчете пропорций. Роскошь и простота гармонично сочетаются в художественной резьбе деревянных входных дверей.
 

Фаизулла. Развлечения во дворце. Непрозрачная акварель. Фаизабад. Индия. 1765 – 1770 г.г.

Фаизулла. Развлечения во дворце. Непрозрачная акварель. Фаизабад. Индия. 1765 – 1770 г.г.

В своей акварели художник по имени (или по прозвищу) Фаизулла воплощает все великолепие и роскошь, присущую эпохе расцвета исламской культуры в Индии. Вдохновленный образцами иранской книжной миниатюры, и, вместе с тем, европейской живописью с её трехмерным пространством и перспективой, Фаизулла передает красоту и монументальность архитектуры, сложность движений танцев, яркость красок и разнообразие цветовой гаммы, столь свойственное индийскому искусству. Объектом, который воспевает художник, служит само величие культуры современной ему эпохи, естественная красота природы, людей, нарядов и украшений, архитектуры дворцов, сам дух исламской культуры, с его множеством нюансов в философии, эстетике, духовности, интеллектуальном аспекте, в образе жизни и мышления.

В коллекции музея искусства Ислама более семи тысяч экспонатов, при музее действует научная библиотека, в которой собраны книги об искусстве исламского мира на многих языках. Задачей музея является сохранение и популяризация исламского искусства, при этом не только экспонатов с Ближнего Востока, но и со всей Юго-Восточной Азии, а также из Китая. В Китае исламское искусство развивалось иным путем, нежели в арабских странах, попадая под сильное влияние традиционного искусства Китая, с его сложными орнаментами, специфической символикой, яркой декоративностью и высоким мастерством исполнения. Большое внимание уделено искусству малайского мира. Все многообразие искусства, быта, традиций и архитектуры Исламского мира отраженно в экспозиции музея.  Предметы декоративно-прикладного искусства могут многое рассказать об истории, о мировосприятии людей, об их эстетических вкусах. Мы, посещая музей, совершаем увлекательное путешествие по мусульманским странам, очарованные контрастами и великолепием разнообразия культур. Перед нашим  взглядом предстает величественная и строгая архитектура мечетей Ближнего Востока, похожих на дворцы из мира арабских сказок, и тут же - простая деревянная мечеть из Тайланда, напоминающая рыбацкую хижину. Мы видим одеяния из расшитых золотом и драгоценными камнями тканей, сказочно прекрасные ювелирные изделия, книги в изящных кожаных или деревянных резных переплетах, посуду, мебель, в общем, все, что окружает человека, служит ему средой для жизни и отображает его душу.

 

Лукашевская Яна Наумовна, историк искусства, независимый арт-критик.

Все фотографии выполнены автором с любезного позволения администрации музея.


Вам могут быть интересны следующие ресурсы:

Удобная система бронирования. http://www.cpairport.ru/. Фотографии номеров.