ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Копии картин
 

Иппический жанр

картина лошадь

[ подбор картин по всему миру, копии картин ]

« Сингапур. Музей цивилизаций Азии. (Asian Civilizations Museum, 1 Empress Place, Singapore)Музей искусства Ислама. Куала-Лумпур (Islamic Arts Museum Malaysia, Jalan Lembah Perdana, 50480, Kuala Lumpur, Malaysia) »
От: Лукашевская Яна Наумовна, © wm-painting.ru


Опубликовано: Декабрь 30, 2013

3. Этнографическая коллекция.

Ритуальные музыкальные инструменты (гонг и сампек) народа даяк с острова Калимантан.
 
Ритуальные музыкальные инструменты (гонг и сампек) народа даяк с острова Калимантан.

Культура и традиции различных островов Индонезии, в целом, во многом схожи между собой, политические, торговые и культурные связи между островами крепли и развивались на протяжении многих веков, и, тем не менее, культура каждого острова имеет свою идентичность в плане религиозных верований, обычаев, костюмов, произведений искусств и ремесел и т.д. Так, в центре традиционных культов острова Калимантан – почитание богини риса и плодородия По-Матау. Церемонии в честь богини устраиваются в начале сезона посева риса и в момент сбора урожая. Ритуальная музыка исполняется на гонге и на инструменте под названием сампек – это трехструнный инструмент типа лютни, украшенный изображением богини плодородия. В процессе церемонии  музыка и танцы в честь богини сопровождаются красочными дарами из цветов и покрашенных в разные цвета зерен риса.  Многие участники церемонии носят маски различных птиц и животных, считающихся покровителями местности, чтобы задобрить их и чтобы они не причиняли вреда урожаю.

Орнамент дома. Остров Сулавеси.  - Национальный музей истории и культуры Индонезии.
 
Орнамент дома. Остров Сулавеси.

Индонезийское изобразительное искусство славится невиданным многообразием орнаментальных мотивов – каждый орнамент имеет свой особый символический смысл, орнаментами украшается домашняя утварь, элементы архитектуры, ткани, ювелирные изделия. Фрагмент архитектурного орнамента дома с острова Сулавеси наглядно демонстрирует один из вариантов типичного для индонезийского архипелага орнамента под названием «сломанный меч». Этот орнамент выполняет защитную функцию от сглаза, символизирует мир и гармонию в сельской общине.

Орнамент дома Тонгконан народа тораджа. Остров Сулавеси.
 
Орнамент дома Тонгконан народа тораджа. Остров Сулавеси.

Дома традиционной постройки на острове Сулавеси называют «тонгконан», что переводится как «место, где можно сидеть». В домах собираются соседи, родственники большой семьи, члены деревенской общины и, сидя за большим столом, обсуждают насущные проблемы. Все дома обращены фасадом на север, так как считается что на севере – Улунна-лино, то есть «голова Вселенной».  Согласно верованиям местных жителей, это направление было указано божеством-творцом Пуанг Матуа, и если тораджи отступят от этого строительного канона, то они лишатся благословения.

 Дома тонгконан строятся на каменных столбах, так, что бы под домом разместить скотину, волов, свиней, домашних птиц.  На первом этаже дома находится кухня и комната для встреч с другими членами общины, а так же для проведения церемоний. Под самой крышей на втором этаже – самое священное пространство, символизирующее так называемый «верхний мир», где обитают боги и души предков. Крыши домов тораджи сделаны в виде огромных лодок, в честь того, что предки этого народа прибыли на остров на лодках с севера, так что дома эти являются и своего рода символическим памятником в честь предков. Стены дома тонгконан всегда очень тонко декорированы. Кропотливая работа ремесленников резчиков по дереву является одним из наиболее ярких достижений культуры народа тораджи.  Изобразительные и орнаментальные мотивы удивляют своим разнообразием, можно увидеть и множество разновидностей растительного орнамента, и геометрические узоры, и изображения рептилий, птиц, животных.  Орнаменты классифицируются местными мастерами по своему содержанию и смыслу. «Чоронто пассура» - так называются орнаменты, отображающие верования и философию народа тораджи. Это изображения солнца и луны, кричащего петуха, символизирующего собой расцвет и возрождение, голову быка (символ процветания и благополучия семьи) или параллельные линии орнамента, символизирующие несущий плодородие дождь.

Шейное украшение из натурального камня и стекла. Тораджи. Сулавеси Селатан (юг)
 
Шейное украшение из натурального камня и стекла. Тораджи. Сулавеси Селатан (юг)

Остров Сулавеси славится производством женских украшений из натуральных камней и стекла со времен первых поселений в каменном веке. Археологические находки в районе Гуа Пангангреанг и Булукумба показали, что на протяжении тысячелетий дизайн украшений практически не изменялся, а техника производства совершенствовалась, качество обработки камня достигло высокого уровня. Бусины использовались не только местного происхождения, но так же и привозные – из Китая и Индии. Так, вроде бы «незначительные» детали – женские украшения – могут рассказать многое об истории архипелага, о торговых связях между островами и с другими странами.

Плетение из ратана. Сулавеси.   - Национальный музей истории и культуры Индонезии.
 
Плетение из ратана. Сулавеси.

Высокого уровня мастерства достигли тораджи в изготовлении плетеных изделий. Плетут корзины и другие предметы домашней утвари из ратана, из бамбука, из пандануса и дикой орхидеи. Сначала листья тщательно моются, затем сушатся и разрезаются на отдельные ленты, подходящие по размерам для будущего изделия. При необходимости, листья окрашиваются в разные цвета (как правило, красный, черный, синий) с помощью натуральных минеральных или растительных красителей.


Статуя «тау-тау». Тораджи. - Национальный музей истории и культуры Индонезии.  
Статуя «тау-тау». Тораджи.

Народ тораджи до сих пор выполняет сложные и дорогостоящие погребальные церемонии. Умерший не считается умершим до тех пор, пока не будет проведен обряд под названием «рамбу-солу», основной частью которого является создание специальной статуи, портретно изображающей умершего в полный рост. Эта статуя водружается на постамент над каменной могилой, как правило, расположенной на склоне скалы или ущелья. Статуя, считается, вмещает душу-сознание покойного и служит медиумом между духами и живыми людьми. Похожая традиция существовала до недавнего времени и на острове Суматра среди батаков, которые создавали специальные погребальные деревянные куклы в человеческий рост – «сигали-гали», так же представленные в экспозиции музея.

Статуя «тау-тау». Тораджи. - Национальный музей истории и культуры Индонезии.  

Статуя «тау-тау». Тораджи.

В Индонезии можно встретить представителей практически всех религиозных конфессии. Однако, наряду с исповеданием ислама или христианства, каждый из народов архипелага хранит собственные древние анимистические представления. Духовная жизнь народов Индонезии чрезвычайно богата и до конца непознаваема, так как многие ритуалы и идеи носят тайный характер и тщательно скрываются от посторонних – будь то этнограф, турист или же представитель другой народности. Во времена, когда на архипелаге насаждался ислам, новообращенные мусульмане должны были следовать предписаниям Корана, но, сохраняя четкую уверенность в правоте древних верований, они тщательно завуалировали древние ритуалы. Так что, многие тайны так и остались в прошлом, тем не менее, этнографические исследования и сохранение в стенах музея ценных предметов быта и ритуалов, помогают приоткрыть сущность традиционной духовной культуры народов Индонезии. Фигурки древних богов вызывают в памяти древние легенды и мифы.

Мифология народов Индонезии по разнообразию и сложности сюжетов и образов не уступает древнегреческой, она ничуть ни менее ценна и увлекательна.  К примеру, миф народа минахасов о богине плодородия Лумимуут, праматери богов и людей. Как гласит древнее предание, богиня Лумимуут появилась из огромного камня и зачала от ветра бога солнца Тоара, а впоследствии  и первых людей, которые унаследовали у Лумимуут земли, разделенные на четыре части соответственно между четырьмя племенами, затем объединившимися в единый народ минахасов.

Навершие жезла шамана с севера Сулавеси. Фигура воспроизводит изображение божества плодородия Лумимуут народа минахасов.
 
Навершие жезла шамана с севера Сулавеси. Фигура воспроизводит изображение божества плодородия Лумимуут народа минахасов.

Орнаментальные изображения, связанные с культом богини плодородия, можно встретить и на ритуальных бисерных юбках с острова Калимантан. Бисер на Калимантане почитался как священная драгоценность. Разноцветные бусины – это символы частиц, составляющих небеса, землю, всю вселенную с её живыми существами, духами и богами. Бусины считались сильнейшим амулетом, способным защитить от злых духов. Поэтому, бисерные юбки часто надевали на свадьбы, чтобы злые демоны не смогли помешать ритуалу и повредить здоровье, и чтобы злые духи не сумели ослабить любовное влечение молодоженов друг к другу.

Юбка из бисера. Калимантан.
 
Юбка из бисера. Калимантан.

Юбка из бисера и ракушек каури. Восточная Индонезия. Остров Сумба.
 
Юбка из бисера и ракушек каури. Восточная Индонезия. Остров Сумба.

На острове Сумба невесты из богатых семей во время брачных церемоний носили юбки, расшитые ракушками-каури, символизирующими богатство и плодородие. Изображения на юбках представляют богиню плодородия в момент деторождения, по бокам от богини схематично изображены крупные ящерицы гекко, которые символизируют дом, достаток, дождь. В период сезона дождей ящерицы гекко размножаются, и что бы привлечь особь противоположного пола ящерицы издают звуки, похожие на слоги «гек – кко», собственно, поэтому они и получили такое название. Гекко по поверьям призывает дождь, поэтому она ассоциируется с богатым урожаем и жизнью в целом.

Сесандо. Музыкальный инструмент. Роте. Восточная Индонезия.  - Национальный музей истории и культуры Индонезии.
 
Сесандо. Музыкальный инструмент. Роте. Восточная Индонезия.

Музыкальный инструмент сесандо сделан из листьев пальмы, сложенных в форме рыбацкой лодки. Бамбуковая трубка расположена посередине, а по бокам к трубке прикреплены 22 струны. Музыканты сидят со сложенными ногами и держат инструмент в левой руке, а играют  пальцами правой рука. Пальма для жителей острова Роте и соседнего острова Саву – священна. Из пальмы делают сок, используемый для приготовления выпечки и салатов. Практически каждая часть пальмового дерева используется в быту – из древесины делается посуда, из листьев создаются крыши домов, оберегающих жилище от палящих лучей солнца и от ливня в сезон дождей. Звук, издаваемый инструментом, сделанным из пальмовых листьев, считался так же священным, способным исцелять и давать жизненные силы. Звучит мелодия сесандо в унисон с морскими волнами и шелестом крон пальмовых деревьев, продолжается жизнь народа, его веселье и горе, его удачи и разочарования, слышны восторги первой любви, воспетой музыкой и песнями, доносится крик детей, причитания стариков, древние легенды и сказания. Обо всем этом расскажет мудрый сесандо, повинуясь движениям души и ловкости пальцев народных музыкантов с острова Роте.


Форма для выпечки. Глина. Остров Сула. Архипелаг Малуку.  
Форма для выпечки. Глина. Остров Сула. Архипелаг Малуку.

Форма для выпечки рисовых пирожных с соком пальмы пандануса применялась во время сезонных церемоний при сборе урожая. Форма делается из сырой глины, потом в нее кладется тесто и все это целиком помещается в огонь. Таким образом, происходит освящение нового урожая огнем, пища ритуально очищается от любого влияния злых сил. Круговая спирально скрученная форма символизирует солнце и ветер, несущий дожди, а значит и жизнь. Так, этот небольшой предмет хозяйственного и ритуального назначения – яркое воплощение того, как много можно узнать о духовной и материальной культуре, внимательно присматриваясь к музейным экспонатам из этнографической коллекции музея.  

Деревянная статуэтка. Западный Папуа - Национальный музей истории и культуры Индонезии.
 
Деревянная статуэтка. Западный Папуа.

Статуэтка, изображающая человека, пожимающего лапу крокодила, помещалась на носу лодки. Крокодил почитался народом Западного Папуа как мифический предок прародитель. Это изображение должно было служить оберегом, защищать лодку от бурь и от реальных крокодилов. Дух предка вселяется в резную статую и помогает живым потомкам преодолевать житейские трудности. Вот почему среди аборигенов Папуа высокого уровня достигла резьба по дереву. Мастер резчик по дереву пользуется особым почитанием среди своих соплеменников, считается, что он наделен особой божественной силой и может общаться с духами предков.

Кожаное покрывало. Западное Папуа.
 
Кожаное покрывало. Западное Папуа.

Покрывало из кожи буйвола использовалось аборигенами Папуа в качестве одежды во время проведения ритуалов в честь умерших предков. На этом покрывале изображено символическое рождение жизни – с одной стороны из круга со спиральными орнаментами появляется человеческий лик, а с другой стороны – мордочка ящерицы. Так зародился из Вселенной мир людей и мир животных. В целом же силуэт похож на ящерицу с лапками с четырех сторон. Своими предками некоторые племена почитают крокодилов, а некоторые – ящериц гекко, которые у многих народов Индонезии ассоциируются с плодородием и жизнью.

Мбис – ритуальный столб. Папуа. Южный берег. Асматы.
 
Мбис – ритуальный столб. Папуа. Южный берег. Асматы.

Асматы – это один из наиболее загадочных народов Индонезии, привлекающий внимание ученых этнографов и антропологов со всего мира. Этнографы интересуются их материальной культурой, богатой мифологией и ритуалами….ведь совсем в недавнем прошлом асматы были устрашающими «охотниками за головами», и правительству Индонезии с трудом удавалось убедить их отказаться от древнего кровавого ритуала, по всем мировым законам считающимся преступным. Для асматов же, «охота за головами» не была преступлением, а считалась делом чести, необходимостью жертвы в честь предков и для усиления сил плодородия земли. Расхождение по этому вопросу, все-таки, в наши дни решено в пользу законодательства Индонезии, а гордым «охотникам» остается довольствоваться малым – проводить подобие «ролевых игр», имитирующих священную охоту, а натуральные головы пришлось заменить деревянными. Традиции в обществе асматов до сих пор играют ключевую роль. До сих пор большое значение в жизни общины имеет возведение ритуальных высоких столбов под названием «мбис». Это не просто столб – это своего рода символическое изображение зарождения Вселенной и весьма своеобразное «генеалогическое древо» рода. Слово «мбиу», от которого произошло название столбов, значит на языке папуасов «предок». Часто внутри столба были замурованы внутренности или кости умерших предков. В прошлом, возведение такого столба приурочивалось к началу священной «охоты» и возводилось после смерти наиболее почитаемых членов общины. Дело в том, что асматы не признают возможность смерти по естественным причинам, по старости или болезни. Если кто-то заболел и умер, значит, враги или завистники из соседнего племени нанесли порчу. Чтобы отомстить за смерть соплеменника и устраивалась «охота». Шаман выяснял, кто бы это мог быть, этот недоброжелатель. Затем члены общины асматов клятвенно обещали отомстить за смерть и возводили столб мбис в честь умершего соотечественника. Когда голова «недоброжелателя» была добыта, её торжественно водружали на шест в непосредственной близости от столба мбис, что бы порадовать душу умершего. Сейчас, как уже было сказано, «голова» делается из каких-нибудь тряпок, пальмовых листьев или дерева… Но вот мбис выполняется все по тем же традициям, что и много веков назад. Столб защищает общину от сглазов, эпидемий, засухи и глобального экономического кризиса… Вокруг столба устраиваются красочные танцы, церемонии и фестивали. Традиции продолжаются в их «бескровном», мирном и законопослушном варианте…

Корвар – деревянная статуя предка. Папуа.

Корвар – деревянная статуя предка. Папуа.

Если мбис представляет собой монументальный столб и ставится на улице, то корвар – это своего рода «камерная» деревянная столбообразная скульптура с той же функцией, что и у мбис, только ставится она внутри дома и оберегает семью от невзгод. Считается, что духи умерших вселяются в статуи и продолжают жить вместе с живыми членами семьи, активно влияя на семейную жизнь и благополучие потомков.

Натуральный череп – статуя предка. Папуа - Национальный музей истории и культуры Индонезии.
 
Натуральный череп – статуя предка. Папуа

В качестве  «художественного материала» для возведения статуи предков нередко использовались непосредственно черепа предков. Это считалось очень важно – сделать статую наиболее сильного члена общины, используя его череп, вместилище жизненной силы. Такая статуя, считается, защищает от засухи и болезней всю общину и служит «посредником» при необходимости «дипломатических переговоров» между миром живых и миром духов.

Модели жилищ батаков и минангкабау.
 
Модели жилищ батаков и минангкабау.

Богатое разнообразие моделей традиционных жилищ представлено в коллекции музея.  Здесь можно увидеть практически все существующие типы жилищ с разных островов Индонезии, различающиеся по своему архитектурному решению в зависимости от сложившейся у того или иного народа традиции. Так или иначе, структура традиционного жилища связана не только с представлениями о комфорте и с практическими бытовыми нуждами, но и с мировоззрением народа, с космологическими представлениями, формировавшими в течение многих веков художественные и архитектурные традиции.

Дом мыслился как модель вселенной, воплощение мировой гармонии «в отдельно взятой семье». Три уровня традиционного дома батаков и минангкабау острова Суматра ассоциируются с анимистическим верованием в существование трехуровневого мироздания: нижний уровень – мир духов земли и предков, средний уровень – мир людей и верхний уровень – мир богов.

С практической же точки зрения архитектура обусловлена и хозяйственным, и климатическим фактором. Дом на сваях в условиях климата Суматры с ежегодными наводнениями практически удобен, между свай так же можно держать скотину и домашних птиц, а так же складировать сельскохозяйственные инструменты или рыболовецкие снасти. А высоко поднятая массивная крыша из пальмовых волокон предохраняет внутреннее пространство дома как от лучей палящего солнца, так и от ливней. Седловидные крыши домов батаков часто увенчаны изображением голов буйвола – животное, символизирующее плодородие и приносящее удачу. Стены домов часто украшены орнаментальным изображением «гекко» -  ящерицы, считающейся символом благополучия и гармонии. Ночью ящерицы издают звуки, похожие на мерное и четкое произношение двух слогов «гек – ко», за что они и получили свое прозвище. А ещё этот звук напоминает звук капель дождя. Считается, что это ящерицы призывают дождь и просят об урожае для деревни.

Модель амбара для хранения риса. Западная Суматра.
 
Модель амбара для хранения риса. Западная Суматра.

Модель дома народа тораджи. Южный Сулавеси.
 
Модель дома народа тораджи. Южный Сулавеси.

Дом тораджей представляет собой удивительно практичное и высокохудожественное произведение архитектуры. Каждая деталь дома сделана вручную, в качестве креплений не применяются ни гвозди, ни скобы, а деревянные детали соединяются по принципу пазлов. Крыша с загнутыми краями покрывает не только внутреннее пространство дома, но и создает обширную тень вокруг, защищая и от лучей солнца, и от потоков дождя. В верхней части дома под самой крышей оставлено свободное пространство для вентиляции. Воздух внутри дома всегда прохладный и свежий. По силуэту дом напоминает корабль – священный для многих народов Индонезии. Корабль или лодка дает пропитание для рыбаков и торговцев, с кораблем ассоциируется так же и загробный мир, куда отправляются души по небесным морям и рекам. Стены дома украшены волнообразными орнаментами, что так же указывает на ассоциацию дома с кораблем, плывущим по волнам мирской жизни.

начало статьи:

Джакарта. Национальный музей истории и культуры Индонезии




« Предыдущая страница | Страница 2 из 4 | Следующая страница »
Вам могут быть интересны следующие ресурсы: