ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Копии картин
 

Иппический жанр

картина лошадь

[ подбор картин по всему миру, копии картин ]

« Сингапур. Музей цивилизаций Азии. (Asian Civilizations Museum, 1 Empress Place, Singapore)Музей искусства Ислама. Куала-Лумпур (Islamic Arts Museum Malaysia, Jalan Lembah Perdana, 50480, Kuala Lumpur, Malaysia) »

От: Лукашевская Яна Наумовна, © wm-painting.ru


Опубликовано: Декабрь 30, 2013

Джакарта. Национальный музей истории и культуры Индонезии. (Jakarta, Museum Nasional di Indonesia, Jl. Medan Merdeka Barat, 12)

Джакарта. Национальный музей истории и культуры Индонезии. (Jakarta, Museum Nasional di Indonesia, Jl. Medan Merdeka Barat, 12)

Содержание:


1. История формирования коллекций
2. Коллекция скульптуры
3. Этнографическая коллекция.
4. Коллекция текстиля.
5. Коллекция керамики и фарфора.
6. Археологическая коллекция.
7. Комната сокровищ

1. История формирования коллекций


В Джакарте есть неоклассическое строгое здание с белоснежными дорическими колоннами, которое в народе называют «Gedung Gajah» (Здание Слона), потому что перед фасадом на почетном постаменте встречает посетителей очаровательная статуя слона, подаренная властям города в 1871 году королем Сиама (ныне Таиланд)  Чулалонгкорном.  Это здание вмещает богатейшую коллекцию древней яванской скульптуры, живописи национальных костюмов и моделей традиционных жилищ разных народов Индонезии, золотые украшения с драгоценными камнями из разных стран Азии, принадлежавшие индонезийской знати.

Идея создания музея в целях сохранения и изучения богатого и разнообразного культурно-исторического наследия различных народов Индонезии возникла во времена, называемые в истории Западной Европы «веком Просвещения». Связи Востока и Запада были всегда неразрывны, особенно тогда, когда процветала торговля в колониях Юго-Восточной Азии, европейские власти стремились расширить сферы влияния в Азии, когда шло напряженное соперничество между европейскими странами за первенство на островах Индонезийского архипелага.  Колонизаторы активно влияли не только на политическую и экономическую жизнь в Азии – они вносили элементы западноевропейской культуры, причудливо влившейся в поток  культуры многонационального архипелага. Азиатская культура так же оказывала влияние на творческую интеллигенцию Запада, поражая и восхищая, завораживая своей непознаваемой загадочной красотой, зовущей к открытиям новых и новых смыслов бытия и творчества. 

Европейцы, основав свои торговые представительства и колониальную администрацию, не только открывали для себя новые выгодные перспективы, они соприкоснулись с мудрой и древней цивилизацией, которую предстояло открыть, освоить и осмыслить. Так, в апреле 1778 года, Рейниер де Клер, генерал-губернатор Нидерландской Ост-Индской компании, дал официальное разрешение на основание Общества Искусств и Науки Батавии (современной Джакарты).

Внутренний двор музея. Коллекция скульптуры. - Джакарта. Национальный музей истории и культуры Индонезии.
 
Внутренний двор музея. Коллекция скульптуры.

Директором этого Общества был назначен Якобус Корнелис Маттеус Радерматчер, впоследствии пожертвовавший собственную коллекцию костюмов, произведений ремесел, музыкальных инструментов для формирования первых музейных коллекций. Радерматчер умер в 1794 году. На рубеже XVIII – XIX в.в. возросло соперничество между голландцами и англичанами за влияние в Батавии. В 1811 году британцы вытеснили голландцев из Индонезии, и неутомимый Томас Стамфорд Раффлз стал лейтенант-губернатором Явы и президентом Общества Искусства и Науки Батавии.

17 августа 1945 года Индонезия стала независимой страной. После освобождения от колониальных властей, Общество и музей при нем продолжили свое благополучное существование в свободной республике Индонезия и в наши дни двери музея открыты для международной публики.

«Bhinneka Tunggal Ika», что значит «Единство в многообразии»  -  это национальный лозунг Индонезии. И переходя из зала в зал музея, зритель осознает, что это не просто лозунг, а действительность Индонезии и суть культуры этой многонациональной и многоконфессиональной страны. Население Индонезии – более 200 миллионов человек, на территории Индонезии проживает около трехсот этнических групп, обладающих уникальной культурой и бережно сохраняющих вековые традиции.  Индонезия с древних времен впитывала влияния культур со всего мира, находясь на перекрестке торговых путей между Ближним Востоком, Индией, Китаем, европейскими странами.  Индонезийская культура ассимилировала эти влияния, приспосабливала их к собственному менталитету, и в результате, сформировалось уникальное и разнообразное историко-культурное наследие Индонезии.

2. КОЛЛЕКЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ

Статуя Будды. II – III в.в. Остров Ява. Скульптура - Джакарта. Национальный музей истории и культуры Индонезии  
 
Статуя Будды. II – III в.в. Остров Ява.

Музей располагает богатой коллекцией  каменной скульптуры. На сегодняшний день в мире это единственная полноценная коллекция индо-буддийской скульптуры империи Маджапахит. По экспонатам этой коллекции можно проследить развитие художественной скульптурной традиции Маджапахит. Статуи королей и князей Маджапахит в образах различных божеств – возможность увидеть лучших представителей древней индонезийской элиты, а так же узнать о существовавших в Маджапахит религиозных, философских и общественных взглядах на жизнь. Скульптурные изображения индуистских божеств, а так же и буддийская скульптура, были свезены в музей исследователями из разных частей острова Ява, а так же с Суматры. Материалом для создания статуй как правило служил песчаник или вулканический андезит. Индо-буддийская скульптура Индонезии по-своему уникальна. Ранние памятники IV – VIII в.в., во многом напоминают свои восточно-индийские и шри-ланкийские прототипы. Художественный стиль ранних памятников базировался на строгих канонах Сильпа-шастры, специального, одобренного брахманами свода правил изображения божеств. К примеру, следуя предписаниям Сильпа-шастры, скульптор должен был изобразить глаза «как лепестки лотоса, брови– как арка при входе в храм, руки – как хобот слона» и т.д. Следуя этим предписаниям, мастера подчас были ограничены в выборе средств художественной выразительности и, следовательно, произведения нередко получали шаблонный характер. Индонезийские мастера с канонами Сильпа-шастры были знакомы весьма отдаленно, они лишь копировали привезенные из Индии или же увиденные там образцы. Со временем,  скульпторы все менее и менее ориентировались на привозные образцы, предпочитая по своему осмыслять, трансформировать традиционные формы и образы. Так, постепенно, в течение более чем десяти веков (!) формировался и развивался собственный и неповторимый индонезийский стиль индо-буддийской скульптуры, расцвет искусства которой приходился на XIV – XVI в.в.  (это -  своего рода «золотой век» индонезийской истории – эра Маджапахит).

Ардханаришвара. Остров Ява. XIV век. Скульптура - Джакарта. Национальный музей истории и культуры Индонезии  

Ардханаришвара. Остров Ява. XIV век.

Статуя Ардханаришвара – типичный пример индуистской скульптуры Маджапахит. В период Маджапахит сформировалась идея о едином Боге, всевластном и всемогущем, у которого множество воплощений, а так же различных помощников, посланников, слуг и друзей. Так, две древнейшие религии, буддизм и индуизм, приверженцы которых враждовали и спорили между собой на исторической родине этих вероучений, то есть в Индии, обладали в империи Маджапахит равными правами. Божества индуизма и буддизма воплощали идею о единстве мироздания, о духовной силе, о вечности жизни и души. Ардханаришвара – это не просто божество, а божество-символ. Это воплощение абсолютного единства мужской и женской энергии, имя божества переводится как «мужчина наполовину женщина», и божество это являет собой Шиву и его супругу Парвати, ставших в момент любви единой душой. Интересно, что впервые европейцы узнали о существовании такого двуполого божества индуизма в III веке. Иоанн Стобей, известный византийский писатель пятого века, составивший «Антологию», в которой подобрал лучшие цитаты античных философов и историков, в своей подборке выдержек из воспоминаний и размышлений сирийского поэта гностика Бардесана, указывает впервые в письменных источниках имя этого божества. Поэт Бардесан познакомился с индуистским вероучением тогда, когда встречал индийское посольство, направлявшееся к римскому императору Марку Аврелию Гелиогабалу в 218 году. Идея воплощенного единства любви мужчины и женщины в образе божества поразила наблюдательного поэта. В легенде о том, что тело Парвати составляло с телом Шивой единство и что Парвати – это и есть часть Шивы, есть некоторое сходство с ветхозаветным преданием о том, что Ева сделана была из ребра Адама. Ардханаришвара – воплощение плотской и духовной любви и единения мужчины и женщины, дающего жизнь.   Существует предание о том, что когда приходит конец одной из кальп (период существования мира, созданного Брахмой), в начале создания новой кальпы Брахма, исполненный состраданием к живым существам, являет вновь Ардханаришвара, чтобы дать начало новой жизни. Возможно поэтому, особой популярностью образ Ардханаришвары пользовался в период зарождения империи Маджапахит, которая строила большие планы и громко заявляла о себе как о самом благородном, справедливом, сильном и счастливом государстве. Зарождение Маджапахит воспринималось тогда как явление новой кальпы, как конец хаоса и торжество гармонии.  Эйфория и вдохновенный восторг от прекрасной империи ощущается и каждом произведении скульптуры периода Маджапахит, так же как и в прославленном литературном памятнике этой эпохи «Негаракертагама» («Страна гармонии»).

Бык Нанди. XIV век. Скульптура - Джакарта. Национальный музей истории и культуры Индонезии.

Бык Нанди. XIV век. Скульптура - Джакарта. Национальный музей истории и культуры Индонезии.
 
Бык Нанди. XIV век.

Грациозно и красиво выполнено скульптурное изображение быка Нанди, в Индии он чаще всего почитался и почитается как верное и надежное «средство передвижения» Бога Шивы, но в империи Маджапахит бык Нанди являлся охранником и верным спутником  Шивы. Будучи символической преградой любому злу и невежеству, статуи Нанди  часто предваряли вход в храмы, посвященные Шиве. Орнаментальная резьба по камню, примененная в этой скульптуре, сочетается с натуралистичностью моделировки объемов, передающей реальные формы фигуры огромного быка. Выразительно трактована морда животного – это словно и не морда вовсе, а лицо, или даже лик, настолько в нем много воплощено именно человеческого, а не животного, и мы замечаем будто бы легкую улыбку и доброту в больших мудрых глазах.
 
Во внутреннем дворе музея собрана так же примечательная коллекция скульптурно обработанных архитектурных деталей, таких как базы и капители колонн, обрамления входных ворот, декоративные завершения балюстрад и перилл в форме носов драконов или других фантастические демонов и невиданных чудовищ-асуров. Боги и асуры, добро и зло, объединились в давние времена чтобы как следует встряхнуть мировой океан и достать из него ценный напиток бессмертия. Напиток удалось добыть, но остался и досадный осадок – кроме чистого эликсира бессмертия образовался так же и яд – отрава человеческой неизбывной кармы, кроме добра и блага из мирового океана выделился и «экстракт» зла, чему были очень рады злые демоны-асуры. С тех пор, как говорится, «нет худа без добра», и добра без худа. Добро и зло в мире стали двумя противоположными и уравновешивающими друг друга силами, в эпоху Маджапахит это равновесие сил оберегалось и почиталось с особой осторожностью и благоговением, ведь если в храмах изображать только Богов и не давать места для асуров – тогда асуры разозлятся неимоверно и разрушат великую империю в щепки! Вот и их изображениям уделили очень достойное творческое внимание – поместили их на самых краях перилл, на носах балюстрад, на декоративно оформленных углах стен, - пусть себе устрашают грешные души, пусть вселяют отвращение ко всякому злу …

коллекция деталей, таких как базы и капители колонн, обрамления ворот в форме носов драконов или других демонов

коллекция деталей, таких как базы и капители колонн, обрамления ворот в форме носов драконов или других демонов

В коллекции музея находится редчайшая статуя короля Западной Суматры Малайу Адитьяварман (годы правления 1347 – 1375). Этот, как сказали бы в наши дни журналисты, «харизматичный лидер» родился, вырос, получил воспитание и образование на острове Ява при дворе Маджапахит. Он выучился философии, истории, языкам. Став взрослым, образованным, деятельным, Адитьяварман отправился в земли Западной Суматры и стал править в качестве вассала от двора Маджапахит. Он распространил влияние этой высококультурной и развитой империи в отдаленные регионы, где царствовал традиционный уклад жизни народа Минангкабау.

Статуя короля Адитьявармана (1347 – 1375 г.г. правления) в образе Бхайрава. Западная Суматра, Рамбахан, Падангрочо.
 
Статуя короля Адитьявармана (1347 – 1375 г.г. правления) в образе Бхайрава. Западная Суматра, Рамбахан, Падангрочо.

Влияние и власть Адитьяварман устанавливал не силой оружия и денег – а силой философского диспута и духовной культуры, что является, конечно, в мировой истории редчайшим и исключительным случаем. Увлеченный в равной степени буддийской и индуистской философией, Адитьяварман перевел и издал множество философских и религиозных трактатов и духовных поэтических произведений на санскрите, на старояванском языке, даже на тамильском. Большое внимание Адитьяварман уделял тантризму, эзотерическому, самому мистическому и загадочному направлению в буддизме. Конечно, это больше импонировало представителям народа Минангкабау, склонному к вере в духов и в мир мертвых больше, чем в законы кармы и строгие классические каноны Тхеравады с их учением об индивидуальном спасении души от кругов Сансары (это направление буддизма было и сейчас остается в большой популярности на материке, на территории современного Тайланда). «Заповеди» Тхеравады были чужды сердцам минангкабау. А вот тантрические идеи о мистическом единстве мужского и женского начала, о душах мертвых, несущих мистические знания в мир живых, с которыми можно «общаться» в ходе особых медитаций, и т.д. – все это находило живой отклик у шаманов и традиционных племенных вождей минангкабау, которые с большим почетом стали относится к молодому, энергичному и умному королю, вассалу Маджапахит.  Авторитет Адитьявармана рос непомерными темпами, он обходился без услуг своей армии, а только с помощью длительных философских бесед с представителями племенной элиты и народа минангкабау. Ему удалось даже получить почетный титул «духовного отца» народа минангкабау. Скульптор изобразил короля Адитьявармана в образе Бхайрава, демонического воплощения бога Шивы.  Этот образ ближе всего к тантрической философии, предполагающей не  аскетическую духовность, а познание духовное через плотское, даже грешное… Адитьяварман вел весьма «богемный»  для короля образ жизни – он пил пальмовый самогон, был страстен в любви ко многим красавицам…, что ни в коем разе не отвлекало его от философствований, духовных исканий и религиозных текстов. Он был близок и понятен тому народу, которым правил. Адитьяварман поклонялся богу богов тантрического буддизма Хеваджре, который часто изображался с ожерельем из черепов или танцующим на черепах, что символизирует преодоление ограниченности материального бытия и физической смерти. Таков же и образ божества Бхайрава в индуизме – воплощение бога Шивы в его разрушительном танце, в момент крушения всякого невежества и привязанностей к материальному (а значит –в духовном смысле – иллюзорному) миру.  Неслучайно в качестве постамента для статуи Адитьявармана в образе Бхайрава служат человеческие черепа, что в данном случае означает его символическую власть не только над миром живых, но и над миром мертвых, а так же является свидетельством того, что его власть признана и одобрена духами предков Минангкабау.

Королева Трибхуваноттунггадеви (годы правления 1328 – 1350) в образе Парвати. Чанди Римбу, Восточна Ява.

Королева Трибхуваноттунггадеви (годы правления 1328 – 1350) в образе Парвати. Чанди Римбу, Восточна Ява.

Образ королевы Трибхуваноттунггадеви воплощен по канонам, типичным для раннего периода Маджапахит. Королева представлена в образе божественной супруги Шивы прекрасной Парвати. Парвати являет собой символ жизни и рождения вселенной, она – мать земли и всего живого.  Подобно своему божественному двойнику, Трибхуваноттунггадеви стала символом зарождения империи Маджапахит и процветания народа. Королева воспринималась людьми как земное воплощение великой богини, пришедшей чтобы дать земле плодородие, достаток своему народу. Расцвет экономики, культуры и ремесел Маджапахит в период её правления был настолько великолепен, что и сама королевская власть воспринималась как результатом божественной милости.  Трибхуваноттурнгадеви родилась от брака основателя империи Маджапахит Раден Виджая и его жены принцессы из королевства Чампа, что находилось на территории современной Камбоджи и центрального Вьетнама. Во времена правления Трибхуванноттунгадеви начал делать выдающуюся карьеру знаменитый удачливый политик – примьер министр Гаджа Мада. С его помощью границы империи Маджапахит расширились, в 1343 году остров Бали стал вассалом Маджапахит.

Статуя королевы Маджапахит Рату Сухита (1429 – 1447 годы правления). Восточная Ява, Тулунгагунг, Джебук.
 
Статуя королевы Маджапахит Рату Сухита (1429 – 1447 годы правления). Восточная Ява, Тулунгагунг, Джебук.

Очарование женственности и созерцательного покоя – в статуе королевы Маджапахит Рату Сухита. Ей выпало управлять страной в очень неспокойные времена. При её отце Викрамавардхане к северным берегам Явы то и дело причаливали корабли военного флота китайского адмирала Чженг Хе, и в тот период на Яве возникли общины китайских военных и купцов, а так же мусульманские арабские поселения. Так, влияние ислама постепенно стало проявляться в королевстве Маджапахит, все громче заявляя о себе. Как бы в противовес тому, королевой стала женщина – юная дочь Викрамавардхана. Красавица Сухита сумела не только удержать власть в своих руках и сдержать поток арабских и китайских пришельцев, она смогла так же оказать сильное сопротивление сепаратистским настроениям некоторых вассальных княжеств. При её правлении произошел военный конфликт с вассальным княжеством Бламбанган, что располагалось на востоке Явы. В конфликте победило королевство Маджапахит, сепаратизм был сломлен. Мудрая, красивая и волевая королева изображена с особой любовью. Камень словно бы оживает под резцом скульптора, передающего узоры батика и тонкую филигрань массивных украшений, обнажающего прекрасные груди и подчеркивающего ровную спокойную линию невозмутимых бровей и выпуклую гладкость полуопущенных век. Крупный подбородок, чуть припухлые губы, ровный овал лица с несильно выдающимися скулами, - все это указывает на мягкость характера, спокойный нрав и обычное добродушие, но в то же время говорит и о моментах страстной темпераментности, и о волевом духе, который могла проявить скромная красавица-королева в случае государственной необходимости.

Ганеша. Х век. Чанди Банон. Центральная Ява. - Национальный музей истории и культуры Индонезии.
 
Ганеша. Х век. Чанди Банон. Центральная Ява.

Ганеша почитался  как бог покровитель торговли, знаний, путешествий, а так же как божество, помогающее преодолеть любые препятствия. Это – одно из древнейших изображений Ганеши, найденное на острове Ява. Ганеша изображен поистине очаровательно – в его фигуре ощутима подвижность и гибкость полноватой фигуры сладкоежки, энергия и жизненная сила, передающаяся каждому, кто смотрит на этот удивительный шедевр скульптуры.

Коллекция каменной скульптуры насчитывает ещё множество экспонатов, ценнейших произведений индуистского и буддийского  искусства великой империи Маджапахит. Кроме монументальной каменной скульптуры в музее так же представлены и произведения малой пластики, распределенные по различным этнографическим разделам.

В целом, коллекция скульптуры необычайна богата – от памятников доисторического периода до современной скульптуры, от малой до монументальной пластики. Есть и вовсе уникальные экспонаты, например, весьма ценная с исторической точки зрения скульптура - статуэтка, портретно изображающая последнего короля государства острова Ломбок.  

Статуя короля государства на острове Ломбок (Царство Чакренегара) по имени Анак Агун-агунг Геде Нгурах Крангасем. В 1894 году го  

Статуя короля государства на острове Ломбок (Царство Чакренегара) по имени Анак Агун-агунг Геде Нгурах Крангасем. В 1894 году голландцы подчинили Ломбок, а короля посадили в тюрьму в Батавии.




Страница 1 из 4 | Следующая страница »
Вам могут быть интересны следующие ресурсы: