ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Копии картин
 

Иппический жанр

картина лошадь

[ подбор картин по всему миру, копии картин ]

« Музей культуры Батаков. Город Томок. Остров Самосир на озере Тоба. Северная Суматра.Джакарта. Национальный музей истории и культуры Индонезии. (Jakarta, Museum Nasional di Indonesia, Jl. Medan Merdeka Barat, 12) »
От: Лукашевская Яна Наумовна, © wm-painting.ru


Опубликовано: Декабрь 30, 2013

Сингапур.  Музей цивилизаций Азии.

(Asian Civilizations Museum, 1 Empress Place, Singapore).

Сингапур.  Музей цивилизаций Азии. (Asian Civilizations Museum, 1 Empress Place, Singapore)

Адрес:
1 Empress Place
Singapore 179555

Вебсайт: www.acm.org.sg

Сингапур стал для многих туристов транзитным городом небоскребов – там можно остановиться на три дня без визы, переезжая с одного курорта на другой, например, из Тайланда на Бали. Многие туристические фирмы, пользуясь возможностью трехдневного безвизового транзита, включают Сингапур в различные комбинированные туры по странам Азии. Собственно, благодаря своему «транзитному» расположению на перекрестке путей Азии, Сингапур прошел путь от «гадкого утенка» (бедной рыбацкой деревушки) до «прекрасного лебедя» (крупнейшего в Азии центра торговли). Сингапур достиг  высочайших успехов в экономическом развитии, и не перестает поражать своими богатствами и надменной красотой каждого, кто приезжает в это маленькое государство и огромный город, расположившийся на острове.

Сингапур можно назвать «копилкой Азии» - здесь копятся и материальные, и духовные ценности, здесь крупнейшие филиалы практически всех банков мира и богатейшие музеи, в которых хранятся ценные экспонаты, собранные со всей Азии, способные рассказать многое об истории и о культуре крупнейших азиатских цивилизаций и малых народов.

Музей первоначально находился в другом здании, на Армянской улице, где по распоряжению премьер-министра Ли Хсиен Лун 21 апреля 1997 года был открыт музей, располагавший преимущественно коллекциями с экспонатами, репрезентирующими культуру китайцев Сингапура. Позже, большое внимание уделялось коллекции культуры народа перанакан – так называют в Сингапуре и в Малайзии народ, возникший благодаря бракам китайцев с малайцами. Культура народа перанакан включает многие черты как китайской, так и малайской культуры. Особенно славится перанаканское серебро и ювелирные изделия из камня, испещренные причудливыми орнаментами.  В 2005 году коллекция перанакан стала основой для отдельного музея, посвященного этому народу. Музей Азиатских цивилизаций был открыт в бывшем здании суда, где находится и ныне, 2 марта 2003 года. Здание суда, построенное в 1867 году (а именно в этот год Сингапур официально стал колонией Британской короны), по проекту архитектора Джона Фредерика Адолфуса Мак Наира (1828 – 1910), - типичный образец колониального английского неоклассицизма. Строгие формы архитектурного стиля, основанного на виртуозных расчетах итальянского архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио, выглядят сияющей драгоценной жемчужиной в обрамлении пышной тропической растительности и в тени виднеющихся напротив железобетонных конструкций небоскребов.


Сингапур. Музей цивилизаций Азии. (Asian Civilizations Museum, 1 Empress Place, Singapore)
 
Вид на флигель музея из окна второго этажа.

После того, как Сингапур стал независимым государством, в этом здании долгое время размещались различные государственные учреждения, миграционная служба, ЗАГС и др. После комплексной реставрации здание было предоставлено одному из важнейших музеев Сингапура. Миссия этого музея заключается в том, чтобы представить целостную картину истории и культуры Сингапура и его многонационального общества в контексте истории древнейших азиатских цивилизаций.

фигурки древних китайских воинов в традиционном облачении, но с современными модными наушниками и с красными пионерскими галстук
 
В сувенирном магазине при музее можно приобрести фарфоровые статуэтки, иронично представляющие образ китайской культуры – фигурки древних китайских воинов в традиционном облачении, но с современными модными наушниками и с красными пионерскими галстуками.

Музей цивилизаций Азии - обширный зал для временных выставок современных рисунков, живописи, фотографий
 
В холле музея при самом входе располагается обширный зал для временных выставок современных рисунков, живописи, фотографий.

Проследовав через зал временных выставок, мы проходим к череде галерей основной экспозиции, коих на сегодняшний день одиннадцать. Каждая галерея посвящена истории отдельного региона Азии.

В самой первой галерее – фотографии археологических раскопок, подробные описания древней истории Сингапура, предшествовавшей колониальному периоду. Исторические артефакты свидетельствуют о том, что на землях современного Сингапура уже с пятого века велась бойкая торговля, здесь пережидали бури и сезон дождей торговцы с Индонезийского архипелага, сюда везли роскошные ковры, серебряные и бронзовые сосуды с арабского Востока. Индийцы продавали ароматные специи, китайцы - изысканные шелка, фарфор, освежающие чаи и целебные снадобья.

Земли Сингапура стали приходить в запустение тогда, когда центр мировой торговли переместился в Батавию (современная Джакарта) и в Малакку, и к моменту прихода сюда Сэра Тома Стэмфорда Раффлза в 1819 году Сингапур представлял собой бедную рыбацкую деревушку, население которой умирало от голода и болезней.

Музей цивилизаций Азии - Джордж Френсис Джозеф. Портрет Сэра Томаса Стэнфорда Раффлза
 
Джордж Френсис Джозеф. Портрет Сэра Томаса Стэнфорда Раффлза. 1817 г.

 Сэр Раффлз быстро оценил выгодное стратегическое расположение Сингапура, добился подписания договора об основании здесь британской торговой фактории, и уже в 1826 году Сингапур, вслед за Малаккой и Пенангом, стал частью британских «поселений в проливе», то есть прибыльным центром международной торговли. Раффлз упростил правила торговли на территории Сингапура, что привлекло сюда торговцев из Китая, Индии, Малайзии.

Музей цивилизаций Азии - Бронзовый барабан в стиле Педженг. Восточная Ява. 600 г. до н.э.
 
Бронзовый барабан в стиле Педженг. Восточная Ява. 600 г. до н.э.

Бронзовые барабаны X – III в.в. до н.э. были найдены археологами на обширных просторах Юго-Восточной Азии. От северного Вьетнама до острова Бали задолго до начала новой эры сформировалось единое культурное пространство. Самый крупный барабан этой серии был найден на Бали, в местечке Педженг (рядом с Убудом), и теперь, по названию этого места, именуют стиль, в котором в VI – III  в.в. до н.э. изготовляли гигантские бронзовые барабаны с геометрическими и растительными орнаментами. Барабаны изготавливали методом «утраченного воска».

Музей цивилизаций Азии - Многорукая Куан Ам. XVIII  век. Северный Вьетнам.
 
Многорукая Куан Ам. XVIII  век. Северный Вьетнам.

На земли Вьетнама Буддийское Учение направления «большой колесницы» (Махаяна) пришло из Китая в первом веке. Особой популярностью во Вьетнаме пользуется женское воплощение бодхисатвы милосердия Авалокитешвары, которое по-китайски называется Гуань Инь, а по-вьетнамски Куан Ам. Бодхисатва достигла просветления и познания тайн мира, но не ушла в Нирвану, вечное блаженство, а предпочла оставаться в мире, чтобы нести для людей учение Будды, оберегать людей, выслушивать молитвы и помогать. Поэтому у Авалокитешвары так много рук – чтобы протянуть руку каждому, вытаскивая живую душу из моря жестокости и страданий.

Многие экспонаты вьетнамской коллекции музея, а так же предметы китайского фарфора и нефрита, происходят из частной коллекции успешного сингапурского бизнесмена Аарона Дэвида Брука (1890 – 1982), более сорока лет прожившего в Сайгоне. В дар музею предметы были преподнесены племянниками Брука, Розалиндой Шеллим и Джозефом Гринбергом.

Музей цивилизаций Азии - Рельеф из песчаника, деталь декорации индуистского храма Чампы. Южный Вьетнам. X в.
 
Рельеф из песчаника, деталь декорации индуистского храма Чампы. Южный Вьетнам. X в.

Чампа – крупная сильная империя, существовавшая на просторах от северной границы современного центрального Вьетнама до юга Камбоджи. Чампа возникла на пересечении многих культур и этносов. Сначала это было небольшое государство, называемое в китайских летописях Линь-и. Это государство основали китайские торговцы, искавшие новые рынки сбыта, а так же китайцы, попавшие в опалу при правлении династии Хань, здесь китайцы и другие этносы, населявшие земли династии Хань, и решившие покинуть их, чтобы избавится от жесткой власти и эксплуатации, ассимилировались с малайцами. Малайцы, поселившиеся на землях нынешнего Вьетнама - это в основном  выходцы с острова Борнео (Калимантана), которые искали новые земли, ведь остров Борнео в те времена был плотно населен враждующими между собой племенами и находился в стороне от главных торговых путей. Молодое и быстро растущее государство установило дипломатические и торговые отношения с влиятельными соседями в лице индийской династии Чола и с яванским государством Таруманегара, а в последствие с крупной империей Шривиджайя. Так, в качестве религии наряду с традиционным анимизмом (поклонением духам предков и природы) привился индуизм, особенно культы Шивы, бога огня Агни и, конечно, всеми любимого слоноголового Ганеши, приносящего удачу торговцам, славу поэтам и мудрецам, успех отважным мореплавателям и путешественникам.  Кроме того, традиционный культ плодородия перерос в культ «лингам», полового органа бога Шивы, изображения которого можно увидеть в чамских башнях – храмах в современном Вьетнаме. Чамская империя давно прекратила свое существования, подчинившись последней монаршей вьетнамской династии Нгуен. Но народ чамы существует и ныне, сохраняя древнюю культуру и традиции далеких предков. Часть чамов приняла ислам или христианство, но более половины из всего чамского населения продолжают исповедовать индуизм в его своеобразной исключительно чамской интерпретации. Цивилизация чамов является на сегодняшний день одной из наименее изученных среди всех азиатских цивилизаций. В истории Чампы больше вопросов, чем фактов или даже легенд.


Музей цивилизаций Азии - Лингам (Мукхалингам). Чампа. Центральный Вьетнам. IX в.

Лингам (Мукхалингам). Чампа. Центральный Вьетнам. IX в.

Лингам – символ бога индуистского бога Шивы, бога разрушителя, несущего разрушение и, в тоже время, дающего жизнь. Культ бога Шивы в государстве Чампа часто связывался с культами местных богов плодородия.

Лингам из бронзы служил покрытием  (коша) для каменного лингама, располагавшегося в храме, которому делались подношения и молитвы о плодородии и многочисленном здоровом потомстве.

Музей цивилизаций Азии - Будда, охраняемый Нага Мучалинда. XI – XII в.в. Камбоджа.  

Будда, охраняемый Нага Мучалинда. XI – XII в.в. Камбоджа.

Нага Мучалинда, король мифических змей, охраняет Будду во время медитации от потоков ливня. Змея является символом восхождения «божественной энергии» кундалини во время практики медитации.

Будда во время медитации. Тайланд. Бангкок. Раттанакосин период. Позолоченная и лакированная бронза. XIX век.
 
Будда во время медитации. Тайланд. Бангкок. Раттанакосин период. Позолоченная и лакированная бронза. XIX век.

Будда в позе созерцания, Дхьяна Мудра, с полузакрытыми глазами, декорированными перламутром. Его одежда покрыта лаком и богато декорирована вставками из тонких листочком золота.

Музей цивилизаций Азии - Каммавака. Бирма.  

Каммавака. Бирма.

Коллекция листов манускриптов под названием каммавака представляет собой  пластинки из слоновой кости с письменами, сделанными с помощью коричневого темного лака, полученного из зернышек плодов тамаринда под названием,  и украшенными тонкими орнаментами на специальных золотых листочках.

Содержание манускрипта – цитаты из «Винайя», трактата, написанного буддийскими монахами в первом веке до Рождества Христова, посвященного описанию различных церемоний и регламентации монашеской жизни, например, освящению нового одеяния после сезона дождей, приобретению и освящению земли для строительства храмов. Ранние манускрипты подобного рода делались на лакированных пальмовых листах.

Ювелирные украшения горных племен. Северный Тайланд, середина XX века.

Ювелирные украшения горных племен. Северный Тайланд, середина XX века.

Пара серег, набор из шейных украшений, круглые подвески, набор цепочек. Всё это - типичные украшения племенных коммун северного Тайланда. Племена Хмонги, Яо, Лаху, Акха, Карен и др. использовали серебряные украшения в качестве надежного варианта инвестиций в семейный достаток, передаваемый по наследству из поколения в поколение. Девочкам из народности Хмонгов родители давали серебряные украшения в качестве свадебного подарка. Кроме того, что серебряные украшения служили семейной реликвией и показателем достатка и социального статуса семьи, серебро само по себе наделялось мистической способностью отпугивать злые силы. Среди горных племен Северного Тайланда до сих пор считается, что серебряное шейное украшение – это «замок для души», который закрывает «двери» души, оберегая её от дурного глаза и злых демонов.


Украшенный человеческий череп. 1900 г. Каян Даяк. Саравак. Малайзия. - Музей цивилизаций Азии
 
Украшенный человеческий череп. 1900 г. Каян Даяк. Саравак. Малайзия.

Среди даяков острова Калимантан, проживающих на территории индонезийской части Калимантана и в малайском штате Саравак, до сих пор существует практика декорирования человеческих черепов. Даже ныне ученые не знают, почему и зачем даяки делают это из поколения в поколение. Человеческая голова считалась центром, вмещающим жизненную силу. Черепа предков оберегали деревню от злых сил и природных катаклизм. Ещё в недавнем прошлом у даяков был распространен обычай «охоты за головами» в ходе междоусобных войн и мелких конфликтов между различными племенами и поселениями даяков. В наши дни «охота за головами» строго запрещена малайским и индонезийским правительством. Однако, хотя «охота за головами» уже и не практикуется, даяки придерживаются традиционного уклада жизни, и традиция гравировки черепов умерших предков встречается и до сих пор в наиболее отдаленных от городов деревнях, в менее контролируемых правительством территориях.  


Оса-оса. Индонезия. Остров Ниас. Начало XX века. Дар музею от Хэнни и Хельмута Паасч.  
Оса-оса. Индонезия. Остров Ниас. Начало XX века. Дар музею от Хэнни и Хельмута Паасч.

Оса-оса представляет собой почетный каменный трон, использовавшийся знатными жителями острова Ниас в ходе народных праздников и фестивалей. Оса-оса украшены изображениями мифического чудища под названием «ласара», с головой дракона и хвостом птицы, призванного защищать общину и элиту народа Ниас от злых сил. Во время похорон знатного члена общины так же создавались специальные оса-оса, которые водружались на высокие каменные колонны и, как считалось, служили местом, где восседает душа умершего, отдыхая перед предстоящим путешествием в загробный мир духов.

 Галерея, в которой представлены предметы искусства, ремесел и быта Китая, названа в честь самого успешного бизнесмена в истории Сингапура Квек Хонг Пенга, основателя крупной торговой компании «Хонг Леонг». Он прибыл в Сингапур из бедной китайской деревушки на заработки в 1928 году, а к 1980 году с капиталом в три биллона долларов вошел в десятку самых богатых людей мира. Страстью сингапурского биллионера было коллекционирование предметов китайского искусства и быта.

В коллекции галереи Квек Хонг Пенга насчитывается множество изделий из фарфора, китайская шелковая одежда, лаковая посуда, статуэтки, картины.


Грот с Гуань Инь. XVII век.  - Музей цивилизаций Азии  

Грот с Гуань Инь. XVII век.

Изображение бодхисатвы Гуань Инь, сидящей в гроте, в сопровождении Принцессы Драконов (Лонг Нью) и пилигрима Шанчай Тонгджи. Цветы лотоса символично представляют чистоту, тогда как формы гор ассоциируются с легендарным домом Гуань Инь на скалистом острове в провинции Джедзянг.

Одежда с изображениями драконов
 
Одежда с изображениями драконов считалась в Китае символичной, такую одежду носили представители знати. Изображение девяти драконов на одеянии – символ абсолютной власти и превосходства, такую одежду могли носить только императоры.

Большая коллекция тканей и национальных костюмов народов Юго-Восточной Азии представлена в нескольких отельных залах второго этажа музея.

Юбка. Мотивы с изображением ступа  - Музей цивилизаций Азии
 
Юбка. Мотивы с изображением ступа (священная буддийская постройка для хранения реликвий или останков буддийских святых). Произведено: побережье Коромандел. XVII – XVIII в.в. Найдено: Индонезия. Хлопок, батик.

Мотив ступы встречается в орнаментации одежды не часто. Такие изысканные и священные орнаменты могли украшать юбки только знатных особ. Кроме традиционных для Индии орнаментальных мотивов орнамента, здесь прослеживается пришедшее вместе с Исламом среднеазиатское влияние в зубчатых геометрических орнаментах, в ромбах и стрельчатых арках, напоминающих орнаменты узбекских ковров.


Ткань. Коромандел. XVIII век.  - Музей цивилизаций Азии  
 
Ткань. Коромандел. XVIII век.

Согласно древним письменным источникам, индийская одежда уже с девятого века шла на экспорт на Яву и на Малайский полуостров. Однако, к сожалению, до наших дней не сохранились ткани IX – X веков. Самые ранние сохранившиеся образцы датируются XVII веком. Большинство экспортных индийских тканей было найдено на южной Суматре. Голландцы, в сфере влияния которых тогда находилась Ява и Суматра, предпочитали приобретать ткани именно с побережья Коромандел, считая их прочнее, качественнее и красивее тканей из Гуджарата и Бенгалии.

Ткань. Побережье Коромандел. Приобретено в Индонезии. XVII век.   - Музей цивилизаций Азии  

Ткань. Побережье Коромандел. Приобретено в Индонезии. XVII век.


 Купцы Ост-Индской Голландской компании быстро оценили растущую с каждым годом выгоду от торговли тканями, и вскоре индийские ткани наводнили дома европейской аристократии. Производители тканей Коромандел быстро умели подстроиться под вкус заказчиков, геометрические зубчатые орнаменты делались для среднеазиатских клиентов, для арабов сине-голубые витиеватые орнаменты с элементами арабской вязи, для европейцев изысканные и утонченные цветочные орнаменты с изображениями птицы феникс, слонов и причудливых форм листьев экзотических растений. На Малайском полуострове индийский текстиль выступал часто в качестве одной из форм валюты. Ценность тканей Индии была очень высока не только благодаря изысканным экзотическим орнаментам и высокому художественному вкусу в подборе цветов и рисунков, но также и за счет прочности этих тканей, цена которых с каждым годом возрастала в несколько раз. Покупка тканей была одной из форм инвестиций и накоплений. Богатые семьи использовали ткани в качестве свадебных подарков. Позднее, когда золото и серебро стало более распространено в регионе, ткани перестали использовать как валюту, но при этом ткани сохранили свою ценность как предмет роскоши, показатель достатка семьи и способ капиталовложения. До сих пор у многих народов Суматры в домах хранятся старинные ткани как семейная реликвия, переходящая от поколения к поколению.


Платье. Сингапур. 1960 г. Хлопок с Коромандел. Машинный рисунок.  
Платье. Сингапур. 1960 г. Хлопок с Коромандел. Машинный рисунок.

В XX веке ткани из побережья Коромандел продолжали считаться наиболее элитными, их цена и качество были всегда выше других тканей из Индии. Многие богатые жители Сингапура предпочитали шить одежду на заказ из тканей с побережья Коромандел. Все реже в XX веке можно было встретить орнаменты ручной работы, чаще всего орнаменты делались машинным способом. И не смотря на это, качество и оригинальность дизайна были неизменны.

Отельный зал посвящен предметам искусства Ислама. Музей тесно сотрудничает с художественными музеями и частными галереями стран Исламского мира. Большой интерес для публики представляют работы современного турецкого художника Мехмеда Озсай. Вдохновленный суфийской философией, руинами древних могил и мечетей, Осзай создает каллиграфические композиции в камне и на бумаге, которые можно считать современной классикой исламского каллиграфического искусства. В них есть что-то древнее, в форме букв и в светотеневой моделировке объемов, в шероховатой поверхности камня, в «дышащих» неровных силуэтах.

Каллиграфическая композиция. Мехмет Озсай. 2001 г. Стамбул. Дар художника музею.
 
Каллиграфическая композиция. Мехмет Озсай. 2001 г. Стамбул. Дар художника музею.



Деревянная панель. Середина XX века. Циребон. Северное побережье Явы.  
Деревянная панель. Середина XX века. Циребон. Северное побережье Явы.

Фигура тигра, изображенного на этой деревянной панели, сплетена из арабской вязи, с помощью которой написана шахада (символ веры) фраза «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад пророк Его». Этот тигр известен как «тигр Али», родственника пророка Мухаммеда.

Подставки для Корана. На стене – Индия, XIX век. Внизу (слева на право) – Турция, XVIII в., Индия, XIX в., Южная Суматра, XX в.
 
Подставки для Корана. На стене – Индия, XIX век. Внизу (слева на право) – Турция, XVIII в., Индия, XIX в., Южная Суматра, XX в.

Святая книга Коран почиталась мусульманами как основной источник знаний, законов и способ обращения к Богу. Поэтому, сформировалась целая культура, связанная с заботой о Книге – существует множество прекраснейших художественных образцов оформления переплета Корана, футляров, а так же подставок для Корана, инкрустированных драгоценными камнями, золотом и перламутром.

Деревянные двери. Начало XX века.  Индонезия - Музей цивилизаций Азии
 
Деревянные двери. Начало XX века.  Индонезия.

Прекрасно декорированные арабской вязью и цветочными орнаментальными мотивами, двери представляют собой поэтичный образец традиционного искусства Мусульманского мира. Не все, а только наиболее грамотные индонезийцы, могли читать по-арабски. Однако же, многие индонезийские мусульмане любили предметы быта, украшенные арабской вязью, ведь арабская вязь – это не просто письменный язык, а символ единства народов, исповедующих Ислам. Кроме того, индонезийский Ислам тесно сплетен с народными поверьями, согласно которым орнаменты несут функцию оберега от злых сил и вредных духов.

Флаг Каджар. Иран - Музей цивилизаций Азии
 
Флаг Каджар. Иран. 1845 г.

Хлопковый флаг украшен изображением льва, стоящего против сияющего солнца с человеческим лицом. Мотив изображения солнца со львом – древний символ силы и власти, восходящий к доисламским империям Ирана. Этот мотив стал использоваться как официальный символ Ирана в годы правления Мухаммад Шаха (11834 – 1848 г.г.). Тело льва содержит арабскую надпись, представляющую собой молитву, адресованную Али. На краях флага – персидские стихи, посвященные Имаму Хусейну и его убийству в городе Карбала (Ирак). Предполагается, что этот флаг использовался в ходе процессии Ашурах.  

Переход из зала искусства Исламского мира в зал искусства средневековой Индии
 
Переход из зала искусства Исламского мира в зал искусства средневековой Индии оформлен при помощи ворот, принадлежавших знатному индусу из штата Уттар Прадеш. В зале средневековой Индии зритель имеет возможность познакомиться с экспонатами, репрезентирующими основные культурно-религиозные аспекты средневекового индийского общества, культуру традиционного индуизма, джайнизма, сикхизма, суфизма и индийского Ислама.

Ворота. XVII – XVIII в.в. Западный Уттар Прадеш - Музей цивилизаций Азии

Ворота. XVII – XVIII в.в. Западный Уттар Прадеш.

Этот стиль оформления фасадов достиг высокого развития в период после правления Шаха Джахана, и считается образцом провинциального стиля Могольской архитектуры. Арка является ложной, она держится за счет системы перемежающихся блоков. Текстура и цвет камня напоминают дерево и дают большие художественные возможности для моделировки объемов и разнообразия орнаментов, в которых вазы с цветами переплетаются с цветущими ветвями вьюнков и фигурками птичек.

В зале средневековой Индии зритель знакомится с традиционными религиозными верованиями и с коллекцией предметов быта Индии XIII – XIX веков, с произведениями искусства Моголов и Раджпутов.
Исламские и индуистские властители северных регионов Индии были не только покровителями искусства, но и основными потребителями произведений лучших мастеров своего времени. В изобразительном искусстве средневековой Индии, так же, как в литературе, музыке, танцах и театре, тесно переплетены индуистские и исламские орнаментальные мотивы, образы и сюжеты. Произведения исламского и индуистского искусства пронизаны идеей «бхакти», воплощение в искусстве высоких духовных эмоций, чувства единения с божественным мистическим началом мира.

В экспозиции представлены фрагменты архитектурного декора, текстиль, декоративно-прикладное искусство, демонстрирующее изысканность вкусов индийской знати, элегантность и религиозность. Провинциальные произведения искусства несут в себе черты влияния искусства императорского двора на придворное искусство провинциальных князьков. Многие современные индийцы Сингапура происходят из семей купеческой знати средневековой Индии, прибывших в Сингапур в колониальный период в начале XIX века, сикхи, индуисты и мусульмане, сформировавшие обширную и влиятельную индийскую общину Сингапура.

В современном Сингапуре, как впрочем, во всей Юго-Восточной Азии, проживают верующие практически всех мировых религий. Среди представителей индийской общины нет религиозного единообразия. Кто-то исповедует различные направления индуизма, кто-то джайнизм, буддизм, сикхизм, ислам или христианство. Однако, практически все индийцы с огромным почтением относятся именно к индуизму, ведь именно в недрах индуизма сформировались и буддизм, и джайнизм, и «Рамаяна», и «Махабхарата» являются неисчерпаемыми источниками вдохновения для создания различных произведений искусства на протяжении тысячелетий. Индуизм является не просто религией, а символом Индии, основой духовной культуры и мировоззрения индийских народов.

Нага Нагини. Песчаник. IV – V в.в. Мадхья Прадеш - Музей цивилизаций Азии  

Нага Нагини. Песчаник. IV – V в.в. Мадхья Прадеш.

Образ божеств змей очень популярен в раннем искусстве многих народов Азии, потому что змея рассматривается как символ мудрости, змея наделена способностью проникать в подземный и подводный мир, узнавать сакральные тайны мира, исцелять или наоборот наводить порчу. Пара представителей местной знати представлена в образах богов змей, которые воплощают силу, удачу и мудрость.

Вишну Тривикрама. Красный песчаник. IX век. Уттар Прадеш - Музей цивилизаций Азии
 
Вишну Тривикрама. Красный песчаник. IX век. Уттар Прадеш.

Изображение четырехрукого  Вишну – прекрасный образец стиля династии Пратихары. Здесь динамика фигуры сочетается с классической ясностью форм, с идеальностью пропорций по канонам красоты,  которую нужно было передавать в скульптуре. Длинные руки, кажется, утрированны, но согласно представлениям о красоте того времени, длинные руки отображают великодушие и ум. Красота фигуры считается идеальной, если диаметр талии равен диаметру головы по оси, соединяющей мочки ушей, а ширина бедер совпадает с шириной плеч.

Йогини. Песчаник. XI век. Парамара, Видиша, Мадхья Прадеш.
 
Йогини. Песчаник. XI век. Парамара, Видиша, Мадхья Прадеш.

Иогини представлена в позе лалитасана, её правая нога согнута, а левая свисает вниз.

Шива Натараджа. XII век. Карнатака.  - Музей цивилизаций Азии  

Шива Натараджа. XII век. Карнатака.

Изображение Шивы Натараджи помещено в арку «макара торана» с изображением «киртимукха», маски демона. Шива в своем динамичном танце разрушает несовершенства мира, очищает мир от всего отжившего и вредного. Скульптура двенадцатого столетия в Индии отличается сложностью и декоративностью орнаментов, подвижностью фигур, обилием украшений.
 
Деревенские боги. Индия. Тамил Наду - Музей цивилизаций Азии  

Деревенские боги. Индия. Тамил Наду.

Индуизм состоит из «большой» и «малой» традиции. В «большой» основной традиции почитаются боги Брахма, Шива, Вишну, Ганеша. А в «малой» традиции почитаются боги и духи покровители определенной местности, деревни, рода, дома. Эти «малые» боги как правило мало известны за пределами деревни, где они почитаются. Считается, что эти боги следят за всем, что происходит в деревне, и защищают от злых духов и от болезней. Храмы в честь таких богов располагаются на окраинах деревень. В Сингапур практика поклонения деревенским богам была принесена диаспорой тамилов в начале XIX века, изображения деревенских богов в Сингапуре часто помещают рядом с изображениями «главных» богов индуизма в одном и том же храме, как правило, на красочном портике или в нишах фасадов.

Драупатиамман с двумя слугами. Полихромное дерево. XX век. Сингапур - Музей цивилизаций Азии
 
Драупатиамман с двумя слугами. Полихромное дерево. XX век. Сингапур.

Практически в каждой индийской деревне поклоняются легендарной Драупатиамман, её чтят как покровительницу женщин, плодородия, детей. Драупатиамман была женой четырех братьев Пандавов из эпоса «Махабхарата», её благословил сам Кришна. Сюжеты из «Махабхараты» и «Рамаяны» послужили основой не только для собственно индийской цивилизации. Они стали источником вдохновения и житейской мудрости для многих народов, перенимавших индуистские культы. Так, на острове Ява с приходом индуизма зародился кукольный театр теней ваянг, который развивается и в наши дни, сюжеты из «Махабхараты» остаются наиболее популярными, несмотря на то, что большинство их зрителей на Яве исповедует ислам.
Ваянг-бебер – рисунок на хлопковой ткани, изображающий «оживших» кукол традиционного театра «ваянг». Художник Тугиман Хардисуварно, Соло (Центральная Ява), один из выдающихся мастеров этой своеобразной разновидности живописи.

Ваянг бебер представляет собой особый род живописи, когда на длинном отрезке ткани изображаются сцены из традиционного кукольного театра «ваянг». В дословном переводе название этой живописи переводится как «скрученный ваянг», то есть, разворачивая сверток такой расписной ткани, зритель может «посмотреть» представление театра на определенный сюжет из «Рамаяны», «Махабхараты» или какой-нибудь яванской сказки или легенды.

Ваянг-бебер. Художник Тугиман Хардисуварно. Соло (Центральная Ява), Индонезия.  

Ваянг-бебер. Художник Тугиман Хардисуварно. Соло (Центральная Ява), Индонезия.


Гуру Нанак с Бхай Бала и Мардана. 1700 – 1720 г.г. Провинциальный стиль Моголов, Пенджаби
 
Гуру Нанак с Бхай Бала и Мардана. 1700 – 1720 г.г. Провинциальный стиль Моголов, Пенджаби

Гуру Нанак (1469 – 1539)  - основатель религии Сикхов, первый из десяти святых Учителей сикхизма. Бхай Бала – друг детства великого Гуру Нанака, тогда как Бхай Мардана один из первых его последователей. Вместе они путешествовали вокруг Азии более двадцати лет и проповедовали своё Учение. Священная книга Сикхов – «Гуру Гран Сахиб» - считается воплощением всех десяти Учителей и является основным предметом культа и поклонения. В Сингапуре много Сикхских Гурудварас, где поклоняются священной книге (самый главный храм – на трассе Серангон), всего в Сингапуре проживает около пятнадцати тысяч Сикхов.

Сикх переводится как «ученик», «послушник», религия Сикхов является основной религией Пенджаби в Индии. Сикхизм проповедует бхакти – преданность Богу, любовь к Богу и каждому живому существу, священное единение души человека с Богом. Гуру Нанак отвергал кастовую систему, поклонение идолам и различные аскетические практики, и проповедовал свободный и вдохновенный труд на благо общества и во имя Бога, добрые помыслы и правдивость. Ложь считается у Сикхов большим грехом, большое внимание уделяется искренности в отношениях между людьми, проповедуется честность и готовность к взаимопомощи внутри сикхской общины. В храмах Сикхов есть столовая, в которой каждый желающий может бесплатно питаться. Совместные бесплатные обеды в столовой – религиозная практика Сикхов под названием «ланггар», введенная вторым великим Гуру Ангад, призвана показать равенство людей, социальное и духовное единство в независимости от общественного положения, образования и материального достатка. Это, конечно же, было вызовом многовековой кастовой системе Индии, и часто Сикхи брались за оружие, чтобы защищать свою религию и свой общественный уклад жизни.

Музей Цивилизаций Азии в Сингапуре – это наглядная энциклопедия, в которой есть ответы на многие вопросы об истории и культуре азиатских народов. Каждый поход в этот музей – путешествие сквозь века и континенты. Залы музея, как кусочки смальты в огромной мозаике, переливаются разными цветами, оттенками, раскрывая все новые грани азиатских культур перед взглядом зрителя.

 

Лукашевская Яна Наумовна, историк искусства, независимый арт-критик.

Фотографии выполнены автором с любезного позволения администрации музея.


Вам могут быть интересны следующие ресурсы: