ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Копии картин
 

Иппический жанр

картина лошадь

[ подбор картин по всему миру, копии картин ]

« Музей Северной Суматры. (Jalan Haji Mohammad Joni 51, Medan, Sumatera Utara, Indonesia)Национальная Галерея Изобразительного Искусства Малайзии »
От: Лукашевская Яна Наумовна, © wm-painting.ru


Опубликовано: Июль 9, 2013

Исторический музей Джакарты.  (Museum Sejarah di Jakarta, Jl. Taman Fatahillah No. 1 Jakarta Barat)

Исторический музей Джакарты.  (Museum Sejarah di Jakarta, Jl. Taman Fatahillah No. 1 Jakarta Barat)  

 
Джакарта – стремительными темпами развивающийся азиатский мегаполис, с невообразимо загруженными транспортом магистралями, с шумом уличных кафе, с небоскребами, устремленными в раскаленные тропическим солнцем небеса. И все же, Джакарта таит в себе яркие следы многовековой истории, даруя любопытному взгляду туриста отдых в тишине и умиротворении старинных пешеходных улиц, вызывающих ассоциацию со строгой и опрятной простотой улиц Амстердама и  Антверпена.  Недаром «старый город» Джакарты до сих пор нередко называют Батавия, в память о голландской Батавии – центре колониальной торговли, открывавшей «окно» в юго-восточную Азию для алчных европейских колонизаторов, служившей на протяжении многих веков «яблоком раздора» между португальцами, голландцами и англичанами.

 Здание, в котором находится музей, раньше было зданием администрации Ост-Индской голландской компании. Оно построено в 1710 году генерал-губернатором ван Риебик как здание администрации и городской тюрьмы, в которой содержались как голландские бунтари и бандиты, португальские авантюристы и пираты, так и индонезийцы, покушавшиеся на порядки колониальных властей. Один из самых незаурядных заключенных в этой тюрьме – раб с острова Бали по имени Унтунг Суропати, принадлежавший голландскому купцу Питеру Кноллу. Он один из немногих, кому удалось успешно сбежать отсюда. Этот знаменательный побег состоялся в 1670 году. Оказавшись на воле, Суропати возглавил несколько восстаний против колониальных голландских властей, а впоследствии сумел основать крошечное, но зато свое собственное небольшое «королевство» рядом с Пасуруаном. Это небольшое стихийно возникшее государство размером с деревню просуществовало вплоть до смерти его первого и единственного лидера в 1706 году.

 В этом заведении успел посидеть и знаменитый яванский принц  Дипонегоро, борец за независимость, ставший национальным героем Индонезии.

Исторический музей Джакарты.  (Museum Sejarah di Jakarta, Jl. Taman Fatahillah No. 1 Jakarta Barat)
 
Музей здесь был открыт по решению администрации города Джакарта 30 марта 1974 года.

Исторический музей Джакарты располагает большими коллекциями от доисторического периода земель, на которых сейчас располагается многомиллионный мегаполис, до коллекций артефактов XX столетия, всего более двадцати трех тысяч экспонатов. На землях современной Джакарты существовало одно из древнейших государств на территории Индонезии – Таруманегара. В переводе это название значит «страна растения «тарума». Из этого растения (народное название «тарума», а латинское Vitex Polygama) делали ценный краситель для тканей, служивший основным продуктом экспорта, и ставший своего рода «ключом», открывшим двери международной торговли для Индонезийского архипелага в IV – V веках. Ученые предполагают, что центром древнего государства было местечко рядом с современным портом Танжунг Приок. Религиозным и духовным религиозным центром были земли недалеко от современного Богора (в полутора часах езды от Джакарты).

Исторический музей Джакарты, Камень с гимном в честь короля Пурнавармана (королевство Таруманегара) и с «отпечатком» стопы «бога
 
Камень с гимном в честь короля Пурнавармана (королевство Таруманегара) и с «отпечатком» стопы «бога Вишну», воплощением которого считали короля. Камень найден в деревне Муара Хилир, в месте слияния рек Чиарутеун и Чисадан.

Король Таруманегара Пурнаварман ассоциируется с богом Вишну, покровителем и родоначальником всех созидательных сил Вселенной. Ведь Пурнаварман создал обширные ирригационные системы, увеличив урожайность земель своего королевства, избавив народ от голода и нужды. Благодаря Пурнаварману было основано немало новых деревень и городов. Король основал город под названием Сунда Пура, ставший новой столицей королевства, на территории современной Джакарты.

В коллекции музея содержатся свидетельства об основании города Джайякарта в 1527 году принцем Фатахиллахом, в честь которого сейчас и названа площадь «старого города» Джакарты. «Джаякарта» в переводе значит «город победы», в честь победы местного населения над португальцами.

Целый отдел музея посвящен португальцам – ведь именно они были первыми европейцами, ступившими на земли островов Индонезийского архипелага. Здесь хранятся ценные артефакты времен португальского присутствия, модели португальских кораблей, рисунки, реконструирующие церкви, построенные португальцами.

Португальцы впервые в 1513 году оказались в Калапа (древнее название Джакарты, в переводе значащее «кокос»). Это была армада под командованием Жоао Лопеж де Алвим, которая прибыла из порта Малакка с целью приобретения специй, особенно перца, для перепродажи. Армада была принята весьма благосклонно королем государства Сунда Сурависесом, и 21 августа 1522 года был заключен ценный для португальцев договор о дружбе и торговле. В честь заключения этого договора был торжественно возведен памятный камень, так называемый «падрао», обнаруженный в 1918 году на джакартской улице Кали Бесар Тимур и размещенный впоследствии в музее.

Исторический музей Джакарты, Камень «падрао»
 
Камень «падрао», в честь заключения договора о дружбе и торговле между португальцами и королевством Сунда. 1522 г.

Исторический музей Джакарты, Португальский «нау», модель
 
Португальский «нау». Модель.

Модель португальского двухпалубного парусника «нау» дает представление о корабле, на котором португальские мореплаватели делали великие географические открытия, покоряя горизонты за горизонтами морей и океанов. Португальские мореплаватели первыми изобрели эту удобную маневренную конструкцию корабля для покорения океанских просторов. Длина нау могла достигать пятидесяти метров, а ширина пятнадцати. Такие суда были пригодны и для абордажного боя, и для доставки тяжелых товаров.

Исторический музей Джакарты,  Португальская каравелла. Модель
 
Португальская каравелла. Модель.

Португальские каравеллы, за счет своей маневренности, могли легко развивать высокую скорость. Длинна каравелл в XVI веке как правило была 20 – 30 метров, а ширина 6 – 8 метров, каравелла вмещала команду из 50 – 70 человек. На таких быстроходных каравеллах португальцы объездили почти все острова Индонезийского архипелага, нанося на карты мира все новые и новые недавно открытые места.


Портрет генерал-губернатора Джакарты, основателя форта Батавия, Ян Питерсзона Куна (1587 – 1629). Копия портрета работы Якоба Уа  

Портрет генерал-губернатора Джаякарты, основателя форта Батавия, Ян Питерсзона Куна (1587 – 1629). Копия портрета работы Якоба Уабена 1625 года (оригинал – Museum Westfries, Hoorn, Netherlands) сделана в 1929 г. художником Б.В. Уейерсом .

 В портрете генерал-губернатора Куна передан образ типичного сурового колониального правителя, в равной степени жестокого, сообразительного, расчетливого, бесстрашного, с презрительным тяжелым и волевым взглядом. Кун начал карьеру в Ост-Индской компании с двадцати лет и очень быстро добился руководящих постов. Впервые он оказался на островах Индонезии в 1607 году, в качестве торгового представителя он сопровождал Питера Верхуффа на остров Банда. Тогда его босс погиб в схватке с аборигенами. Вернувшись в Голландию, Ян Питерзсон Кун составил подробный рапорт о случившемся, а в 1612 году руководство голландской Ост-Индской компании поручило ему обследовать «острова пряностей». Главной задачей было найти способы отобрать доходные места от португальцев. В 1614 году Кун уже стал директором компании по азиатской торговле, ему удалось установить жесткую монополию на продажу гвоздики с Молуккских островов и муската с островов Банда. Впоследствии Кун дважды был избран в качестве генерал-губернатора Джаякарты, сначала с 1618 по 1623, потом с 1627 по 1629. Когда он отвоевал Джаякарту, он хотел переименовать её в город Нью Хоорн, в честь своего родного голландского городка. Эти порывы не были по нраву его начальству, и в итоге было решено назвать главный город Ост-Индской Компании Батавией, по названию древнего народа «батавов», предков голландцев, которые в начале новой эры успешно отражали нападки со стороны Римской Империи. Генерал-губернатор Кун умер в 1629 году, от некоей болезни, постигшей его после изнурительных битв голландской армии с солдатами султана Агунга из государства Матарам.

картина Битва между армией королевства Матарам и солдатами Ост-Индской компании в 1628 году. Художник С. Суджожоно. 1975 г.  

Битва между армией королевства Матарам и солдатами Ост-Индской компании в 1628 году. Художник С. Суджожоно. 1975 г. 

Наглядные реконструкции из исторических событий, свидетелями которых были земли Джакарты, воссозданы художником Суджожоно (1913 – 1986), знаменитым мастером реалистической и импрессионистической живописи Юго-Восточной Азии двадцатого столетия.

В музее полностью сохранена историческая обстановка зала для судебных заседаний. В этом зале большая часть мебели собрана из бывшего Замка Батавии, где проходили встречи послов зарубежных стран.

Исторический музей Джакарты, В музее полностью сохранена историческая обстановка зала для судебных заседаний
    
Зал судебных заседаний. Мебель подлинная XVIII века.
 
Зал судебных заседаний. Мебель подлинная XVIII века.


Ширма в стиле барокко. Дерево, лак. XVIII век.  

Ширма в стиле барокко. Дерево, лак. XVIII век.

Весьма примечательная делать меблировки – деревянная ширма восемнадцатого века. Верх этой ширмы увенчивает корона, от которой отходит семь лучей с резными гербами главных городов Ост-Индской компании, в центре композиции – герб Батавии, как самой крупной ставки Ост-Индской компании. В середине ширмы большая резная фигура античного героя Персея со щитом, на котором изображена голова медузы Горгоны, - это символ сокрушающей победы Голландской Ост-Индской компании над конкурентами с Запада и над местным населением. Ведь даже один взгляд Медузы Горгоны обращает врага в камень! Ост-Индская компания, подобно Персею, победила заморскую «горгону» местных индонезийских королевств и стала использовать их как «магический щит» против западных конкурентов, англичан и португальцев. Действительно, голландцы могли умело использовать вражду между местными небольшими королевствами, стравливать местных друг с другом или же направлять их агрессию против португальцев или англичан. Так, например, произошло и при основании голландцами Батавии. Бантамский султан хотел хитростью торговать перцем в обход контроля голландцев, но это ему не удалось, так как Ян Петерсзон Кун вовремя объединился с его соперником, основав штаб-квартиру Ост-Индской компании в Джаякарте. Потом тот же Кун ловко воспользовался ситуацией, когда Бантамский султан выгонял с Явы англичан.  Мудрый голландец выждал время, дал султану спокойно расправиться с англичанами, но только тот почувствовал себя «хозяином» на отвоеванных землях, охмелённый победой, практичные и ловкие голландцы уже собрали армию и разгромили войско султана, расслабившееся и прилично измотавшееся за время борьбы с англичанами. Джаякарта была разрушена до основания, и Ян Петерсзон Кун основал на её месте форт, названный Батавия.

Деталь настенного деревянного панно с аллегорическим изображением победы голландской Ост-Индской компании.
 
Деталь настенного деревянного панно с аллегорическим изображением победы голландской Ост-Индской компании.

Голландцы любили украшать мебель пафосными намеками на свое превосходство и непобедимость. Такая мебель не только служила утилитарным нуждам, главное – она тешила самолюбие, разжигала колониальный аппетит и вдохновляла на активную деятельность.  В вихре барочного орнамента – фигура богини победы Ники, вместо крыльев у нее за спиной знамена голландцев, штыки и голландские пушки…

В наши дни музей активно развивает образовательную, просветительскую, научную и туристическую деятельность. При музее есть исследовательский и рекреационный цент, а так же центр туристической информации, наиболее полно отражающий многообразие культурной жизни и развлечений в Джакарте.
                                                                                     

 

Лукашевская Яна Наумовна, историк искусства, куратор выставок, независимый арт- критик.
Все фотографии выполнены лично автором статьи с любезного позволения администрации музея.


Вам могут быть интересны следующие ресурсы: