ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
Вам могут быть интересны следующие ресурсы:


От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Январь 21, 2009

Дом-музей Лейтона, Лондон

Дом-музей Лейтона, Лондон  

фото: timeout.com

 

Это удивительный дом, в котором отразилась любовь его хозяина к культуре Востока. В этом здании Ф. Лейтон  жил и трудился более тридцати лет.

 В 1864 году Лейтон купил земельный участок и поручил своему другу, архитектору Джорджу Атчисону (1825-1910) спроектировать для него особняк. Художник и архитектор познакомились еще в 1853 году, в Риме, где Лейтон изучал творчество старых мастеров, а Атчисон интересовался античной архитектурой. Позже Атчисон работал ведущим архитектором в судоремонтной компании. Здесь он  проектировал в основном складские помещения и офисы, но даже в этих проектах он использовал любую возможность для украшения зданий декоративными деталями. Дом Лейтона стал для архитектора судьбоносным. После него на Джорджа Атчисона буквально посыпались еще более интересные заказы. Именно этим архитектором были спроектированы дома для художников Лауренса Альма-Тадема  и Фредерика Уотса.

В 1866 году дом Лейтон был готов. На первом этаже расположена столовая и гостиная, на втором - спальня, ванная комната и мастерская, а в мансарде - комнаты для прислуги. В то время дом художника ничем не отличался от обычного, хотя и комфортабельного особняка. Но в 1877-79 годах Лейтон опять обратился к Атчисону с просьбой сделать проект для Арабского зала, где можно будет разместить богатую коллекцию восточной керамической плитки, собранной художником. В 1889 году к зданию пристроили застекленный флигель, который художник использовал под зимнюю мастерскую. А в 1895 году пристроили и галерею.

В настоящее время этот Арабский зал привлекает наибольшее внимание посетителей музея своей экстравагантностью и залами, напоминающими залы "мавританских" дворцов. Их стены украшены керамическими изразцами XVI-XVII веков, собранными Лейтоном во время его путешествий по странам Востока. В центре Арабского зала находится тихо журчащий фонтан. Самым ценным в коллекции художника считается фриз, который не только богато орнаментирован, но на нем еще изображены сутры из Корана. Этот фриз "позаимствован" Лейтоном из древнего мусульманского храма. Чтобы старинные детали Арабского зала немного "разбавить" современностью, художник решил нанять Уолтера Крейна, которому поручил вход в зал украсить мраморными колоннами и спроектировать мозаичный фриз.

В коллекции Лейтона кроме восточной керамики были также полотна старых художников и работы современных ему живописцев. В его собрание входили картины Делакруа, Констебла, Коро, но, к сожалению, все они после смерти художника были проданы.

Основную часть своего состояния Лейтон завещал сестрам - с условием. Они должны были основать фонд поддержки студентов Королевской Академии. Для этого была необходима сумма - десять тысяч фунтов стерлингов. Таких денег у сестер не было и им пришлось продать большую часть картин из коллекции брата. Аукцион длился в течение восьми дней. В результате в доме-музее осталась лишь незначительная часть картин.

Дом-музей Лейтона открылся для посетителей в 1900 году. Поначалу он не пользовался успехом у публики, так как в это время творчество художника вышло из моды. Свою роль сыграло и то обстоятельство, что почти вся коллекция Лейтона ушла с аукциона. Все шедевры из коллекции художника были распроданы и утрачены, поэтому было невозможно по достоинству оценить значимость Лейтона в истории английской живописи.

До 1926 года дом-музей Лорда Лейтона оставался частным владением. Затем, он перешел к муниципальному совету Кенсингтона, так как у наследников художника не было средств на его содержание. В 1928 году частный благотворитель дал деньги, на которые было пристроено к дому новое крыло. В нем разместилась галерея. Но и после этого дом- музей не пользовался популярностью. Только в 1970-х годах, когда интерес к викторианскому искусству стремительно вырос - ситуация изменилась. В это время муниципальный совет принимает решение о реконструкции дома, в результате которой старая зимняя мастерская превращается в новый выставочный зал. В настоящее время музей Лейтона процветает, и его залы ежегодно посещают десятки тысяч любителей прекрасного.

 

УИЛЬЯМ ДЕ МОРГАН

Улучшая интерьеры своего дома, Лейтон привлекал многих известных в то время художников-декораторов. Так,  в создании знаменитого Арабского зала и помещений, прилегающих к нему, принимал участие выдающийся  мастер-керамист Уильям де Морган (1839-1917). Он также как и Лейтон был неравнодушен к восточной керамике. Морган с большим интересом изучал технику древних гончаров, возродил ее и дополнил современными приемами. Это он сделал синие плитки в прихожей и вдоль лестницы дома Лейтона, используя как образец старинную сирийскую керамику, взяв ее из коллекции Лейтона. Кроме этого Морган выполнял еще несколько работ по заказу музея, среди которых особенно выделяется керамическая ваза в восточном стиле с изображением дракона.

 

по материалам  [1] см. Список литературы

вернуться в музеи Великобритании

стоимость билетов и часы работы:

http://www.rbkc.gov.uk/subsites/museums/leightonhousemuseum

 

Британский музей, Лондон
Лондонская Национальная галере
Королевская академия художеств (Лондон, Великобритания)
Музей и галерея искусств Бирмингема
Национальная портретная галерея Лондона
Собрание Уоллес, Лондон

 


« Городская художественная галерея, ЛидсДом-музей Гейнсборо, Седбери »