Раздел:
По жанру (830 )
| По художнику (2671 )
| Фрески и роспись стен (119 )
| |
1954 г., холст, масло
художник: Сальвадор Дали (1904-1889) Содомское самоудовлетворение невинной девы (Холст, масло, 1954г.)
(хранится в Собрании журнала Playboy, Лос-Анджелес, США)
«…Ты ударишь – я завою, Ты прикажешь – я исполню…» В. Пономарев
Перед вами полотно сюрреалиста Сальвадора Дали. Это странная работа с интересной историей. Она несколько биографична и, как предполагают критики, олицетворяет протест и отмщение автора родной сестре Анне Марии в ответ на книгу, написанную ею в 1949 году.
И так, предыстория полотна уходит в далекую юность Дали, когда его сестра была единственной музой художника. Анна Мария являлась моделью для талантливого брата, оставляя след в его творениях. В самых непредсказуемые ракурсах, позах и темах присутствовала девушка в картинах старшего брата и наставника после смерти их матери. Одной из них стала «Фигура у окна» 1925 года. Художнику едва исполнился 21 год, но загадочный сюрреализм и узнаваемость его техники уже присутствовала в повествовании сюжета. Легкая, невесомая палитра, распахнутое окно, безмятежное любопытство героини и пейзаж испанского Кадакеса перемешались в композиции.
Уникальный тандем мастера и его модели существовал вплоть до момента откровения Дали в подписи одной из своих работ в адрес матери. «Порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие», - написал автор, чем вызвал гнев и обиду Анны Марии, навсегда разорвав незримую нить связи и любви с младшей сестрой.
Женитьба на Гала окончательно выстроила стену непонимания между художником и его бывшей музой. Ревность застила глаза Марии Дали, что отображено в автобиографичном произведении 1949 года «Сальвадор Дали глазами сестры».
Эссе об отношении к некоторым живописцам, которое некогда писал Сальвадор, сестра включила в свои мемуары. Там же она высмеивала сюрреализм Дали, его «маску», что прирастает к нему, талант и качество работ. Упрек в адрес таланта брата заронило семя обиды, что впоследствии стало причиной отмщения. Вылился акт возмездия в создание пошлой картины, в которой предположительно, изображена Анна Мария.
Полотно «Содомское самоудовлетворение невинной девы» («Юная девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов своего целомудрия») обобщается экспертами с ранней работой автора, посвященной его сестре. Здесь некоторые элементы, которые в общей массе деталей теряются, но, все же, выдают некую схожесть «Фигуры у окна» 1925 года и «Девственницы» 1954-го. Это волосы и пейзаж порта за окном, атмосфера вырванного из контекста бытия кусочка интерьера, спокойная гамма.
Разврат, что творил в работе Дали, завуалирован. Не знай, насколько пошлым был автор и смелым в сексуальных фантазиях, можно интерпретировать работу, как намек на любовь к гипсу и архитектуре. Белые рога напоминают отрывки некой конструкции из гипса либо керамики. Разрываемое на части тело – смелое решение Сальвадора сделать больно юной героине. Металл перил, разрозненность бедер, несоизмеримость инородных тел, проникающих в хрупкое существо – все кричит о склонности женщины к развратным играм и неуемной похоти.
Эти спущенные белые чулки и заплаты на пятках, стоптанные эспадрильи и взъерошенные волосы говорят о недавней игре в любовь наедине с собой одинокой, бедной, неухоженной женщины. И вот теперь свобода от прелюдий, придуманной любви, самоудовлетворения, а девственное тело, потерявшая упругость грудь и тонкие руки отдаются истоме и пустоте. А завтра снова помятые простыни…
И если это образ сестры, то он ранит своей пошлостью.
автор рецензии: Никонова Ирина © wm-painting.ru теги: эротика в живописи, туфли, балкон Описание картины Spira mirabilis – «удивительная спираль» – логарифмическая кривая, описанная Декартом и Бернулли, часто встречается в природе. Дали восхищался этой совершенной формой и часто изображал на своих полотнах спиральные раковины улиток или же рог носорога.
Перед зрителем предстает балконный проем с видом на море. В нем, облокотившись на перила, спиной к зрителю, в легкомысленно-игривой позе стоит рыжеволосая девушка. Из одежды на ней лишь чулки и туфли – изрядно стоптанные, на низком каблуке. Тело ее сюрреалистически составлено из абстрактных объектов, формой напоминающих рог. Такие же объекты заполняют свободное пространство картины и фривольно льнут к ее ягодицам. Балконные перила проломились под этим напором, обломки их парят в воздухе, вплетаясь в абстрактную композицию.
Носорога художник отождествлял с символом целомудрия – единорогом, декларируя, что рог его не несет угрозы невинности юной девы. В настоящее время картина находится в Лос-Анджелесе в коллекции журнала Playboy. автор рецензии: Белова Елена © wm-painting.ru
фото: Общественное достояние
Загружено: VaLeNt
Мировые шедевры, репродукции картин (1-8)
Скрыть комментарии (2)
Случайные картины, в том числе современных художников:
|
Садомское самоудовлетворение невинной девы – полотно экстраординарное и так среди непонятных картин Дали. Но то, что он на полотне выписал свою сестру, занимающуюся мастурбацией, это конечно полный абзац. Так оскорбить сестру! Но зато она вошла в историю искусства и однозначно психотерапии или сексологии.
1
Да, с талантливыми и отвязанными братьями связываться — себе дороже. Неудивительно, что полотно принадлежит журналу «Плейбой». Эротизм смешан с изрядной долей непристойности в этом произведении Дали.
2