ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


  рекомендуем информацию о :

живопись - помощь в подборе коллекций и приобретении, копии картин на заказ

От: Артёменко Алёна


Опубликовано: Июль 3, 2014

Микеланджело, биография, фрески, живопись, картины

Портрет Микеланджело написанный Даниэле да Вольтерра (Daniele da Volterra)  

 Портрет Микеланджело написанный Даниэле да Вольтерра (Daniele da Volterra)

Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (6 марта 1475–18 февраля 1564), широко известен как Микеланджело – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер эпохи Высокого Возрождения, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства. Несмотря на попытки выйти за пределы искусства, его универсальность в дисциплинах, которыми он занимался, имела такую высокую степень, что зачастую считается претендентом на звание прообраза человека эпохи Возрождения, наряду с его итальянским коллегой Леонардо да Винчи.

Микеланджело считали самым лучшим современным художником его времени, а с тех пор и одним из величайших художников всех времён. Множество его работ в живописи, скульптуре и архитектуре вошли в число самых известных из ныне существующих. Результат его работы в каждой области в течение долгой жизни – невероятен. Если учесть один только объём корреспонденции, набросков и записок, которые сохранились, Микеланджело – наиболее документально подтверждённый художник XVI века.

Два из наиболее известных своих творений «Пьета» и «Давид», Микеланджело создал, прежде чем ему исполнилось тридцать. Несмотря на невысокое мнения о живописи, Микеланджело также написал две наиболее влиятельных работы в стиле «фреска» в истории западного искусства: сцену из Генезиса на потолке и Страшный суд на стене алтаря в Сикстинской капелле в Риме. Как архитектор, он положил начало маньеризма в Библиотеке Лауренциана. В возрасте 74 лет Микеланджело стал приёмником Антонио да Сангалло Младшего, одним из создателей собора Святого Петра. Он изменил план, западную часть заканчивали по проекту Микеланджело, а купол – после его смерти с некоторыми изменениями.

Скульптура Пьета (Pieta) Микеланджело в Соборе Святого Петра (St. Peter's Basilica)(1498–1499)

Пьета (Pieta) Микеланджело в Соборе Святого Петра (St. Peter's Basilica)(1498–1499)

Демонстрируя уникальное положение Микеланджело, стоит подчеркнуть, что он был первым западным художником, чью биографию опубликовали при жизни. Две биографии издали в течение его жизни. В одной из них Джорджо Вазари отметил, что Микеланджело был вершиной всех художественных достижений с начала эпохи Возрождения. Эта точка зрения остаётся актуальной в истории искусства на протяжении веков.

При жизни Микеланджело часто называли Il Divino («Божественный»). Одним из качеств наиболее восхищающих его современников была его «terribilità», чувство величия внушающее благоговейный ужас.

Последующие художники питались подражать страстному и крайне индивидуальному стилю мастера, который привёл к образованию маньеризма — следующего основного направления в западном искусстве после Высокого Возрождения.

 

Жизненный путь

Молодость (1475–1488)

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе возле провинции Ареццо, регионе Тоскана. (Сегодня, Капрезе известна как Капрезе-Микеланджело) На протяжении нескольких поколений его семьи были мелкими банкирами. Банк разорился и его отец Лодовико ди Леонардо Буанарроти Симони принял правительственную должность в Капрезе. На момент рождения Микеланджело, его отец занимал пост магистрата в Капрезе и местного чиновника в Кьюзи. Мать Микеланджело — Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена. Семья Буанарроти утверждала, что происходят от графини Матильды ди Каносса. Это утверждение остаётся недоказанным, однако, сам Микеланджело верил в него. Через несколько месяцев после рождения Микеланджело, семья вернулась во Флоренцию, где он и вырос.

Позже, во время болезни матери и после её смерти в 1481 году, когда ему было всего шесть лет, Микеланджело жил с каменотёсом и его женой, а также семьёй в Сеттиньяно, где отец владел мраморным карьером и небольшой фермой. Джорджио Васари цитирует Микеланджело: «Если и есть что-то хорошее во мне, то только оттого, что я родился в утончённой атмосфере Ареццо. Вместе с молоком матери я получил умение обращаться с долотом  и молотом, с помощью которых я высекаю статуи».

Период обучения (1488–1492)

Будучи мальчиком Микеланджело отправили во Флоренцию изучать грамматику под руководством гуманиста Франческо да Урбино. Юный художник, однако, не проявил никакого интереса к обучению, предпочитая копировать картины с церквей и искать компанию художников.

Мадонна у лестницы (Madonna of the Steps) наиболее ранняя работа Микеланджело

Мадонна у лестницы (Madonna of the Steps) наиболее ранняя работа Микеланджело

В то время, Флоренция была крупнейшим центром искусства и учения в Италии. Синьория (городской совет), торговые гильдии, богатые покровители, такие как Медичи и их банковские партнеры оказывали поддержку искусству. Ренессанс, обновление классической науки и искусства, имел свой первый расцвет во Флоренции. В начале 1400 года архитектор Брунеллески изучал развалины классических зданий в Риме и создал две церкви, Сан-Лоренцо и Санто-Спирито, в которых воплотил классические принципы. Скульптор Лоренцо Гиберти трудился пятьдесят лет для создания бронзовых дверей Баптистерия, которые Микеланджело описал как «Врата рая». В наружных нишах церкви Орсанмикеле содержится галерея произведений величайших скульпторов Флоренции: Донателло, Гиберти, Верроккьо и Нанни ди Банко. В основном интерьеры старых церквей покрыты фресками в стиле Позднего Средневековья и Раннего Возрождения, начиная от  Джотто и до Мазаччо в капелле Бранкаччи, обе эти работы Микеланджело изучал и копировал на рисунках. В период детства Микеланджело, команду художников вызвали из Флоренции в Ватикан, чтобы украсить стены Сикстинской капеллы. Среди них был и Доменико Гирландайо, мастер техники фресковой живописи, перспективы, рисунка и портретной живописи. В тот период, у него была самая большая мастерская во Флоренции.

В 1488 году, в возрасте тринадцати лет, Микеланджело отдали на обучение Гирландайо. Когда ему было всего четырнадцать, отец уговорил Гирландайо оплатить за обучение работой у него Микеланджело как художника, что было весьма необычным для того времени. Когда в 1489 году, Лоренцо де Медичи, фактический правитель Флоренции, спросил Гирландайо о двух своих лучших учениках, Гирландайо отправил Микеланджело и Франческо Граначчи. С 1490 по 1492 год., Микеланджело поступил на обучение в Академии Гуманизма, которую основали Медичи совместно с направлением неоплатоников. В академии как мировоззрение Микеланджело, так и его искусство подверглись влиянию многих самых известных философов и писателей того времени, включая Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола и Полициано. В это время Микеланджело высекал рельефы «Мадонны у лестницы» (1490—1492) и «Битву кентавров» (1491—1492). Последняя основана на теме предложенной Полицианом и заказана Лоренцо де Медичи. Микеланджело какое-то время работал над скульптурой Бертольдо ди Джованни. Когда ему было семнадцать лет, другой ученик, Пьетро Торриджано, ударил его по носу, вызвало уродство, которое бросается на всех портретах Микеланджело.

Болонья, Флоренция и Рим (149 - 1499)

Смерть Лоренцо Медичи 8 апреля 1492 года повлекло изменения в обстоятельствах Микеланджело. Он покинул безопасный двор Медичи и вернулся в дом своего отца. В последующие месяцы он вырезал полихромное деревянное «Распятие» (1493), в качестве подарка настоятелю флорентийской церкви Санто-Спирито, который позволил ему некоторое время исследовать анатомию на трупах в больнице церкви. Между 1493 и 1494 годами Микеланджело купил кусок мрамора, и вырезал большую, чем в натуральную величину, статую Геркулеса, которую отправили во Францию, а затем она исчезла приблизительно в 18-ом веке. 20 января 1494 г., после обильных снегопадов, наследник Лоренцо, Пьеро де Медичи, заказал снежную статую, и Микеланджело снова вошёл во двор Медичи.

В том же году, Медичи изгнали из Флоренции в результате восстания Савонаролы. Микеланджело покинул город до окончания политического переворота, переехав в Венецию, а затем в Болонью. В Болонье ему заказали высечь несколько последних маленьких фигур для завершения гробницы Святого Доминика в церкви в честь этого святого. В это время Микеланджело учился трудным рельефам, которые высекал Якопо делла Кверча вокруг главного входа Базилики Сан-Петронио, включая фреску «Сотворение Евы», композиция возродившуюся на потолке Сикстинской капеллы. В конце 1494 года политическая ситуация во Флоренции стала спокойнее. Город, ранее под угрозой от французов, был уже в безопасности, так как Карл VIII потерпел поражения. Микеланджело вернулся во Флоренцию, но не получив заказа от нового правительства города под управлением Савонаролы. Он вернулся к работе у Медичи. За полгода во Флоренции, Микеланджело работал над двумя статуями, «Молодого Иоанна Крестителя» и «Спящего Амура». Согласно Кондиви, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для которого Микеланджело работал над скульптурой святого Иоанна Крестителя, попросил Микеланджело «исправить её таким образом, чтобы выглядело, будто она была погребена» следовательно, он сможет «отправить её в Рим... выдать [её] как античную работу и... продать гораздо дороже». Обоих Лоренцо и Микеланджело обманул посредник с реальной стоимостью работы. Кардинал Рафаэль Риарио, тот, кому продали статую, обнаружил обман, но его настолько впечатлило качество скульптуры, что он пригласил художника в Рим. Этот очевидный успех в продаже его скульптуры за рубеж, как и консервативность флорентийской ситуации, воодушевило Микеланджело принять приглашение прелата.

Микеланджело прибыл в Рим 25 июня 1496 в возрасте 21 года. 4 июля, того же года, он начал работу над заказом для кардинала Рафаэля Риарио, статуей сверх натуральную величину римского бога вина Бахуса. После завершения, кардинал отклонил работу, и впоследствии она вошла в коллекцию банкира Якопо Галли, для его сада.

В ноябре 1497 года французский посол Святого Престола кардинал Жан Билэр де Лагрола поручил ему высечь «Пьету», скульптура показывает Деву Марию, оплакивающую тело Иисуса. Тема, которая не является частью библейского повествования о Распятии Христа, широко использовалась в религиозной скульптуре средневековой Северной Европе и хорошо знакома кардиналу. Договор согласовали в августе следующего года.  К моменту завершения скульптуры Микеланджело было 24 года. Вскоре её стали рассматривать как один из великих шедевров скульптуры в мире, «раскрытие всех возможностей и силы искусства скульптуры». Вазари кратко сформулировал современное мнение: «Безусловное чудо, что бесформенный кусок камня превратился в совершенство, которое природа вряд ли способен воссоздать во плоти». Теперь она находится в базилике святого Петра.

Флоренция (1499–1505)

Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1499 году. Республика изменялась после падения антиренессансного священника и правителя Флоренции Джироламо Савонаролы (казнён в 1498 г.) и восхождения гонфалоньера Пьеро Содерини. Консулы гильдии шерстянщиков попросили его завершить незаконченный проект, начатый 40 лет назад Агостино ди Дуччо, колоссальную статую из каррарского мрамора, которая изображала Давида — символ флорентийской свободы. Её должны были разместить снаружи Кафедрального собора Флоренции. Микеланджело ответил на предложение, завершив свою наиболее известную работу, статую Давида, в 1504 году. Шедевр окончательно упрочнил его известность как скульптора выдающегося мастерства и силы символического воображения. Команду консультантов, в том числе Боттичелли и Леонардо да Винчи, вызвали вместе решать, где его разместить, в итоге  этим местом стала площадь Синьории, перед Палаццо Веккьо. Сегодня статуя находится в Академии, в то время как её точная копия занимает своё место на площади.

Статуя Давида (David) законченна Микеланджело в 1504 году. Одна из самых известных работ эпохи Возрождения

Статуя Давида (David) законченна Микеланджело в 1504 году. Одна из самых известных работ эпохи Возрождения

С завершением Давида пришёл другой заказ. В начале 1504 года Леонардо да Винчи поручили изобразить «Битва при Ангиари» между силами Флоренции и Милане в 1434 году в зале заседаний совета в Палаццо Веккьо. Позже написать «Битву при Кашине» доверили Микеланджело. Две картины очень разные, Леонардо изобразил солдат, сражающихся верхом на конях, а Микеланджело показал, момент нападения на них из засады во время купания в реке. Ни одна из работ не была закончена и обе потеряны, когда зал заседаний восстановили. Обеими фресками восхищаются и сохранены их копии. Рубенс написал копию работы Леонардо, а Бастиано да Сангалло – работы Микеланджело.

Тондо Мадонны Дони (Doni Tondo) (1504–1506)  

Также в этот период, Микеланджело получил заказ от Анджело Дони, нарисовать «Мадонна Дони» («Святое семейство») в подарок для своей жены, Маддалены Строцци. Произведение известно также, как Дони Тондо и висит в галерее Уффици в первоначальной великолепной раме, которую, возможно, создал Микеланджело. Он также, возможно, написал «Мадонну с младенцем и Иоанном Крестителем», известную как «Манчестерская Мадонна», которая в настоящее время находится в Национальной галерее в Лондоне, Великобритания.

Потолок Сикстинской капеллы (1505–1512)

В 1505 году Микеланджело снова пригласил в Рим  новоизбранный папа римский Юлий II. Ему было поручено построить гробницу папы, которая должна была включать сорок статуй, и завершена в течение пяти лет.

Под патронатом папы римского, Микеланджело столкнулся с постоянными перерывами в его работе над гробницей, чтобы выполнить другие многочисленные задачи. Хотя Микеланджелол работал над гробницей в течение 40 лет, она никогда не была доведена до состояния, которое бы его удовлетворило. Гробница расположена в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме и является самой известной из-за центральной фигуры Моисея, завершённой в 1516 году. Из других статуй, предназначенных для гробницы, две известны как «Умирающий раб» и «Скованный раб», находятся сейчас в Лувре.

За тот же период, Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы, завершение которой приблизительно заняло 4 года (1508—1512). Согласно описанию Кондиви, Донато Браманте, работавший над зданием собора Святого Петра, возмущался заказом Микеланджело и убедил папу поручить ему материал, с которым он незнаком, таким образом, он бы потерпел неудачу.

Изначально, Микеланджело заказали изобразить Двенадцать Апостолов на треугольных парусах, которые поддерживают потолок, и охватывают центральную часть потолка с орнаментом. Микеланджело убедил Папу Юлия дать ему полную свободу действий, и предложил другой, более сложный план, представляющий Сотворение мира, Грехопадение, Надежда на спасение через пророков, и Родословие Иисуса. Эта работа — часть большего плана художественного оформления в пределах часовни, которая представляет значительную часть доктрины Католической церкви.

Произведение простирается на площадь размером более чем 500 квадратных метров потолка, и содержит свыше 300 фигур. В его центре находятся девять сцен из Книги Бытия, разделённых на три группы: Божье сотворение Земли; Божье сотворение рода человеческого и его падение, отвернувшись от Божьей благодати; и, наконец, Сущность человечества в лице Ноя и его семьи. На парусах, поддерживающих потолок, изображены двенадцать мужчин и женщин, которые предсказали пришествие Иисуса. Ими были семь пророков Израиля и пять сивилл, прорицательниц античного мира. Среди самых знаменитых фресок на потолке – «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание Адама и Евы», «Потоп», «Пророк Иеремия» и «Кумская сивилла».

(смотрите далее раздел Потолок Сикстинской капеллы)

 

 

Флоренция при папах Медичи (1513 – начало 1534)

 В 1513 году папа Юлий II умер, а его преемником стал папа Лев X, второй сын Лоренцо де Медичи. Папа Лев поручил Микеланджело реконструировать фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции и украсить его скульптурами. Он нехотя согласился, и провёл три года создавая чертежи и модели для фасада, а также пытался открыть новый мраморный карьер в Пьетрасанте специально для проекта. В 1520 году работу внезапно прервали, до достижения какого-либо реального прогресса, из-за нехватки финансовых средств у его покровителя. До сегодняшнего дня в базилике не хватает фасада.

Статуя Моисея (Moses) для гробницы папы римского Юлия II

Статуя Моисея (Moses) для гробницы папы римского Юлия II

В 1520 году Медичи снова обратились к Микеланджело с другим крупным предложение, на этот раз с семейной погребальной часовней в базилике Сан-Лоренцо. К счастью для грядущих поколений, этот проект более полно реализован, им художник занимался на протяжении большей части 1520-х и в 1530-х годах. Микеланджело создавал конструкцию часовни Медичи по собственному усмотрению. В ней размещались большие гробницы двух младших членов семьи Медичи, Джулиано, герцога де Немура и Лоренцо, его племянник, но она также увековечила память более знаменитых предшественников. Лоренцо «Великолепного» и его брата Джулиано похоронили недалеко от них. Гробницы отображают статуи двух представителей из Медичи, а аллегорические фигуры, олицетворяют день и ночь, сумрак и рассвет. В часовне также находится Мадонна Медичи созданная Микеланджело. В 1976 году обнаружили скрытый коридор с рисунками на стенах, которые, связанны с самой часовней.

Папа римский Лев X умер в 1521 году, ненадолго его преемником стал аскетический Адриан VI, а затем его двоюродный брат Джулио де Медичи как Папа Климент VII. В 1524 году Микеланджело получил архитектурный заказ от папы Медичи для Библиотеки Лауренциана в церкви Сан-Лоренцо. Он спроектировал как интерьер самой библиотеки, так и её вестибюль. Это здание использует архитектурные формы с таким динамичным эффектом, что рассматривается как предвестник барокко. Его оставили другим архитекторам интерпретировать планы Микеланджело и выполнять его инструкции. Библиотеку открыли в 1571 году, а вестибюль оставался неполным до 1904 года.

В 1527 году флорентийские граждане, воодушевлённые разграблением Рима, выгнали Медичи и восстановили республику. Затем последовала осада города, и Микеланджело пошёл на помощь своей любимой Флоренции, работая на городских укреплениях с 1528 до 1529 года. Город пал в 1530 году, и Медичи вновь пришли к власти.

Микеланджело попал в немилость молодого Алессандро де Медичи, которого ввели в качестве первого герцога Флоренции. Опасаясь за свою жизнь, он бежал в Рим, оставив помощников для завершения часовни Медичи и Библиотеки Лауренциана. Несмотря на поддержку Микеланджело республики и сопротивлению власти Медичи, папа Климент приветствовал его, выплатив вознаграждение за работу, которую художник сделал ранее, и заключил с ним новый контракт для работы над гробницей папы Юлия.

Рим (1534–1546)

В Риме Микеланджело жил рядом с церковью Санта-Мария ди Лорето. Именно в это время он встретил поэтессу, Витторию Колонну, маркиза Пескары, которая стала одним из его ближайших друзей до самой её смерти в 1547 году.

Незадолго до своей смерти в 1534 году папа Климент VII заказал Микеланджело нарисовать фреску «Страшный суд» на стене алтаря Сикстинской капеллы. Его преемник, Павел III сыграл важную роль вначале и завершении проекта художником. Микеланджело трудился над фреской с 1534 года до октября 1541 года. Фреска изображает Второе пришествие Христа и его суд над душами. Микеланджело игнорировал обычные художественные традиции в изображении Иисуса, и показал его юным, без бороды и обнажённым, с массивным, мускулистым телом. Он окружен святыми, среди которых Святой Варфоломей держит свисающую содранную кожу, принимающий подобие Микеланджело. Мёртвые восставшие из могил, будут отправлены либо в Рай или в Ад.

После завершения, изображение Христа и Девы Марии обнажёнными сочли святотатством, и кардинал Караффа и монсеньёр Сернини (посол Мантуи) выступили за удаление фрески или приданию её цензуре, однако Папа воспротивился. На собрании Тридентского собора, незадолго до смерти Микеланджело в 1564 году, приняли решение скрыть гениталии, а внести изменения поручили ученику Микеланджело, Даниэле да Вольтерра. Копия с оригинала, которая не прошла цензуру руки Марчелло Венусти находится в Музее Каподимонте в Неаполе.

В это время Микеланджело работал над рядом архитектурных проектов. Они включали проектирование Капитолийского холма с его трапециевидной площадью, которая бы демонстрировала античную бронзовую статую Марка Аврелия. Он сконструировал  верхний этаж Палаццо Фарнезе и интерьер церкви Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, в которой он изменил арочный интерьер Древнеримской бани. Другие архитектурные работы включали: церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини, часовня Сфорца (капелла Сфорца) в церкви Санта-Мария-Маджоре и Порта Пиа.

Собор Святого Петра (1546–1564)

Продолжая работать над «Страшным судом», Микеланджело получил ещё один заказ от Ватикана. Задача состояла в написании двух больших фресок в капелле Паолина изображающие значимые события в жизни двух самых важных святых Рима, «Обращение апостола Павла» и «Распятие апостола Петра». Как и «Страшного суда», эти две работы представляют собой сложные композиции, содержащие большое количество фигур. Их завершили в 1550 году. В этом же году Джорджо Вазари опубликовал его «Жизнеописание…», включая биографию Микеланджело.

Купол Собора Святого Петра (St Peter's Basilica)

Купол Собора Святого Петра (St Peter's Basilica), фото Myrabella,  лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

В 1546 году Микеланджело назначили архитектором собора Святого Петра в Риме. Процесс восстановления базилики Константина IV века продолжается уже 50 лет, так как в 1506 году заложили фундамент к плану Браманте. Последовательно над ним работали различные архитекторы, но достигли незначительного прогресса. Микеланджело был убеждён в том, чтобы взять на себя проект. Он вернулся к изначальным идеям Браманте и развил их в центричный план церкви, укрепление строения как физически, так и визуально. Купол, завершенный только после его смерти, Банистер Флетчер назвал «величайшим творением эпохи Возрождения».

Поскольку строительство в соборе Cвятого Петра прогрессировало, было беспокойство, что Микеланджело скончается прежде, чем закончит купол. Однако, как только началось строительство на нижней части купола, опорном кольце, завершение проекта стало неизбежным. Микеланджело умер в Риме в 1564 году, в возрасте 88 лет (за три недели до его 89-го дня рождения). Его тело забрали из Рима для погребения в базилике Санта-Кроче, выполняя последнюю волю мастера быть похороненным в его горячо любимой Флоренции.

7 декабря 2007 года, в архивах Ватикана обнаружили эсизкрасным мел купола собора Святого Петра, возможно, последний, который Микеланджело сделал до своей смерти. Это чрезвычайная редкость, так как он уничтожил свои проекты в более позднем возрасте. Эскиз представляет собой частичный план для одной из радиальных колонн барабана купола Святого Петра.

 

Личная жизнь

В личной жизни, Микеланджело был воздержан. Он как-то сказал своему ученику, Асканьо Кондиви: «Однако, богатый я, возможно, был, я всегда жил как бедный человек». Кондиви описывал, что он был безразличен к пище и напитку, ел «больше из потребности, чем для удовольствия» и что он «часто спал в одежде ... ботинках». Его биограф Паоло Джовио рассказывает: «По натуре он был настолько грубым и неотёсанным, а его внутренние привычки — невероятно убогими, что лишили последующего поколения учеников, которые, возможно, последовали бы за ним». Микеланджело не мог иметь единомышленников, так как от природы был отшельником и меланхоличной личностью, «bizzarro e fantastico», человек, который «уходил от компании мужчин».

Невозможно узнать достоверно, имел ли Микеланджело физические отношения (Кондиви описывал его как «как монах целомудрен»), но о природе его сексуальности свидетельствует его поэзия. Он написал более трехсот сонетов и мадригалов. Самую длинную последовательность написал Томмазо де Кавальери (ок. 1509–1587), которому было 23 года, когда Микеланджело встретился с ним в 1532 году, в возрасте 57 лет. Они написали первую большую последовательность поэм в любом современном языке, в которых один человек обращается к другому, предшествуя сонетам Шекспира о светлой юности на пятьдесят лет:

Жжёт издали меня холодный лик,
Но в нём самом растёт оледененье;
В двух стройных дланях — сила без движенья,
Хоть каждый груз им был бы невелик.

(перевод А.М. Эфроса)

Кавальери ответил: «Я клянусь вернуть Вашу любовь. Никогда я не любил человека больше, чем люблю Вас, никогда не желал дружбы больше, чем желаю Вашей». Кавальери оставался преданным Микеланджело до самой смерти.

В 1542 году Микеланджело встретил Чеккино де Браччи, который, однако, умер через год, вдохновил Микеланджело написать сорок восемь скорбных эпиграмм. Некоторые из объектов привязанности Микеланджело, и субъектов его поэзии, обманывали его для достижения своих интересов: модель Фебо ди Поджио попросил денег в ответ на любовную поэму, а вторая модель, Жерардо Перини бессовестно их у него украл.

Фигура Ignudo с фрески на потолке Сикстинской капеллы (Sistine Chapel)

Фигура Ignudo с фрески на потолке Сикстинской капеллы (Sistine Chapel)

Откровенно гомоэротичный характер поэзии  стал источником дискомфорта для последующих поколений. Внучатый племянник Микеланджело, Микеланджело Младший, опубликовал стихи в 1623 году с родовыми изменениями местоимений, и это длилось до тех пор, пока Джон Аддингтон Саймондс не перевёл их на английский язык в 1893 году и восстановил в них оригинальный пол. Даже в наше время некоторые учёные продолжают настаивать на том, что, несмотря на восстановление местоимений, стихи представляют собой «бесстрастное и элегантное переосмысление Платонического диалога, в результате чего эротическая поэзия выглядит как выражение изысканных чувства».

В конце жизни, Микеланджело питал большую любовь к поэтессе и благородной вдове Виттории Колонне, которую он встретил в Риме в 1536 г. или 1538 г. и с которой был последние 40 лет её жизни. Они написали друг для друга сонеты и поддерживали постоянные отношения, пока она не умерла. Кондиви вспоминает высказывание Микеланджело, что его единственным сожалением в жизни было то, что он не целовал лицо вдовы в той же манере, в которой и её руку.

Произведения

Мадонна с младенцем

«Мадонна у лестницы» известна как самая ранняя работа Микеланджело. Она высечена в мелком рельефе, технике, которую часто использовали мастера скульпторы начала XV века, Донателло и другие как, например Дезидерио да Сеттиньяно.

Мадонна у лестницы (Madonna of the Steps) наиболее ранняя работа Микеланджело

Мадонна у лестницы (Madonna of the Steps) (1490–1492)

В то время как Мадонна находится в профиле, самый простой аспект мелкого рельефа, ребёнок отображает вращательные движения, что стало характерной чертой работы Микеланджело.

Мраморный барельеф Тондо Таддеи (Taddei Tondo) (1502)

Мраморный барельеф Тондо Таддеи (Taddei Tondo) (1502)

«Тондо Таддеи» 1502 года показывает младенца Христа, который испугался снегиря, символа распятия. Живую форму ребёнка позже адаптировал Рафаэль в картине «Мадонна Бриджуотер». «Мадонна Брюгге», во время её создания, в отличие от других таких статуй, которые показывают Деву Марию, с гордостью представляет своего сына. Младенец Христа, которого сдерживает рука его матери, уже готов выйти в мир. «Мадонна Дони», изображающая Святое семейство, имеет элементы всех трёх предыдущих работ: фриз с фигурами на заднем плане имеет вид барельефа, в то время как круглая форма и динамичность фигур напоминают «Тондо Таддеи». В картине подчёркиваются крутящие движения присутствующее в «Мадонне Брюгге». Картина ознаменовала формы, направление и цвет, которые Микеланджело использовал на потолке Сикстинской капеллы.

Мраморная статуя Мадонны с младенцем (Madonna and Child) в Брюгге, Бельгия (1504)

Мраморная статуя Мадонны с младенцем (Madonna and Child) в Брюгге, Бельгия (1504)

Тондо Мадонны Дони (Doni Tondo) (1504–1506)

Тондо Мадонны Дони (Doni Tondo) (1504–1506)

 

Мужская фигура

Склонившийся на колено ангел — ранняя работа, одна из нескольких, которую Микеланджело создал в рамках большого декорационного проекта для Ковчега Святого Доминика в церкви, посвящённой этому святом в Болонье. Над проектом работали некоторые другие художники, начиная с Никколо Пизано в XIII веке. В конце XV века этим проектом управлял Никколо дель Арка. Ангел держащий подсвечник, созданный Никколо, уже поставили на место.

Статуя Ангела (Angel), ранняя работа Микеланджело (1494–1495)

Статуя Ангела (Angel), ранняя работа Микеланджело (1494–1495)

Два ангела образующие пару имеют большое отличие между собой, один изображён в виде слабого ребенка с распущенными волосами, одетого в готическую рясу с глубокими складками. Юноша Микеланджело запечатлён сильным и крепким с орлиными крыльями, в одежде античного стиля. В ангеле Микеланджело всё динамично. Скульптуру «Бахуса» Микеланджело заказали с указанием специфической темы, молодой бог вина. Скульптура имеет все традиционные атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином и сатир, но Микеланджело вдохнул в тему дух реальности, изобразив его с сонными глазами, раздутым мочевым пузырём и в позе, которая предлагает, что он неустойчиво стоит на  ногах. Притом что работа явно вдохновлена классической скульптурой, она нетрадиционна из-за её поворота и сильной трехмерности, которые предлагают зрителю взглянуть на неё со всех сторон. В так называемом «Умирающем рабе», Микеланджело вновь использовал фигуру с выраженным контрапостом, предложив специфическую позу человека, в этом случае просыпающегося ото сна. «Восставший раб» — одна из двух более ранних статуй такого рода для гробницы папы Юлия, которую скульптор довёл до почти законченного состояния. Сегодня она находится в Лувре. Эти две работы глубоко повлияли на более позднюю скульптуру через Родена, который изучал её в Лувре. «Скованный раб» — одна из более поздних статуй для гробницы папы Юлия. В работах, известных под общим названием «Рабы», каждая показывает фигуру, отчаянно пытающуюся освободиться из уз скалы, в которой застрял. Работы дают уникальную возможность проникнуть в сущность методов скульптуры, которые использовал Микеланджело и его способ пролить свет на то, что он узрел в камне.

Статуя бога вина Бахуса (Bacchus), ранняя работа Микеланджело (1496–1497)

Статуя бога вина Бахуса (Bacchus), ранняя работа Микеланджело (1496–1497)

Статуя Умирающий раб (Dying slave), Лувр (1513)

Статуя Умирающий раб (Dying slave), Лувр (1513)

Статуя  раба держащего свод (Bound slave) известная как Атлант «Atlas» (1530–1534)

Статуя  раба держащего свод (Bound slave) известная как Атлант «Atlas» (1530–1534)

 

Потолок Сикстинской капеллы

Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы (Sistine Chapel). Завершение этой работы заняло около четырёх лет (1508–1512). Потолок Сикстинской капеллы был расписан между 1508 и 1512 годами. Потолок имеет сплющенный цилиндрический свод, который поддерживают двенадцать треугольных парусов поднимающиеся между окнами часовни. Заказ, как это представлял себе папа Юлий II, заключался в украшении парусов фигурами двенадцати апостолов. Микеланджело, который неохотно взялся за эту работу, убедил Папу дать ему свободу действий. Проистекающий проект художественного оформления внушал благоговение его современникам и с тех пор вдохновляет других художников. План имеет девять панелей, иллюстрирующие сцены из Книги Бытия и расположены в архитектурной раме. На парусах, Микеланджело заменил предлагаемых апостолов на пророков и сивилл, которые предрекли пришествие Мессии. Микеланджело приступил к росписи начиная с более поздних сцен повествования. Картины включали детали местности и группы фигур, «Опьянение Ноя» было первым в этой группе. В более поздних композициях, нарисованные после того, как  изначальные подмости убрали, Микеланджело сделал фигуры больше. Одно из центральных изображений, «Сотворение Адама» — одна из самых известных и наиболее воспроизведённых работ в истории искусства. На последней панели, представлено «Отделение света от тьмы». Эта фреска самая широкая в манере изображения и была написана за один день. В качестве модели для «Сотворения», Микеланджело изобразил себя в процессе росписи потолка. В роли помощников для небольших сцен, художник нарисовал двадцать юношей. Их толковали по-разному, как ангелов, муз или просто как художественное оформление. Микеланджело именовал их как «ignudi». Фигура передаётся в контексте с увиденным на фреске «Отделение света от тьмы». В процессе росписи потолка, Микеланджело исследовал различные тела. Некоторые из фресок, как, например выжившая «Ливийской Сивиллы», демонстрируют внимательность художника к деталям, таким, как руки и ноги. Пророк Иеремия, предвидевший падение Иерусалима, является изображением самого художника.

см. также фрески:

Отделение земли от воды

Сотворение Евы

Жертвоприношения Ноя

Дельфийская сивилла

 

Многофигурные композиции

Рельеф Микеланджело «Битва кентавров» создан в то время, когда он был ещё юношей, связанный с Академией Медичи. Изображение имеет необычайно сложный рельеф которым, показывает большое количество фигур, участвующих в энергичной борьбе. Такой комплекс беспорядочных фигур редкость для флорентийского искусства, где его, как правило, можно найти только в изображениях, показывающих либо «Избиение младенцев» или «Муки ада». Некоторые фигуры на рельеф переданы достаточно смело. Его исполнение, возможно, свидетельствует о знакомстве Микеланджело с римскими рельефами саркофагов из коллекции Лоренцо Медичи. Подобные мраморные панели создали Никколо и Джованни Пизано, а фигуративные композиции – Гиберти на бронзовых дверях баптистерия Сан-Джованни.

Композиция «Битва при Кашине», известна цельной только по её копиям. По словам Вазари,  ею так восхищались, что она испортилась, и в конце концов её растащили на куски. Она отражает более ранние рельефы своей энергией и многообразием фигур с различными позами, многие смотрят со спины, поскольку они повёрнуты к приближающемуся врагу и готовятся к битве.

Барельеф Битва кентавров (The Battle of the Centaurs) (1492)

Барельеф Битва кентавров (The Battle of the Centaurs) (1492)

 Копия утерянного картона Битва при Кашине (Battle of Cascina) нарисованная Бастиано да Сангалло

Копия утерянного картона Битва при Кашине (Battle of Cascina) нарисованная Бастиано да Сангалло

Фреска Страшного суда (The Last Judgement) фрагмент Искупления

Часть фрески Страшного суда (The Last Judgement) фрагмент Искупления

Фреска Распятие Святого Петра» (Crucifixion of St. Peter)

Фреска Распятие Святого Петра» (Crucifixion of St. Peter)

 

Для «Страшного суда» Микеланджело черпал вдохновение из фрески Мелоццо да Форли в церкви Санти-Апостоли в Риме. В то же время работа очень отличается от работы Микеланджело по характеру. Мелоццо изображал фигуры с разных сторон, словно они плывут в Небесах и их видят снизу. Величественная фигура Христа, с раздувающейся от ветра накидкой, демонстрирует степень видения фигуры в перспективе, которое также использовал Андреа Мантенья, но это не было обычным для фресок флорентийских живописцев. В «Страшном суде» у Микеланджело была возможность, в беспрецедентном масштабе, изобразить фигуры, которые в действии также стремятся ввысь или падают и их стаскивают.

На двух фресках капеллы Паолина, «Распятие Петра» и «Распятие Павла», Микеланджело использовал различные группы фигур, чтобы передать сложное повествование. В «Распятии Петра» солдаты занятые своей обязанностью рыть яму и поднимать крест, в то время как на них смотрят люди и обсуждают происходящее. На переднем плане толпится группа испуганных женщин, в то время как другая группа христиан во главе с высоким мужчиной, выступают в роли свидетелей события. Справа на переднем плане, Микеланджело вышел на картину с выражением разочарования на лице.

Архитектура

Архитектурные заказы Микеланджело включали ряд тех, которые не были реализованы, это в первую очередь фасад для церкви Брунеллески Сан-Лоренцо во Флоренции. Микеланджело создал для неё деревянную модель, однако, по сей день она остаётся незавершённым грубым бруском. В той же церкви, Джулио де Медичи (впоследствии папа Климент VII) поручил ему спроектировать капеллу Медичи и гробницу Джулиано и Лоренцо Медичи.

Папа римский Клемент также заказал Библиотеку Лауренциана, для которой Микеланджело спроектировал необычный вестибюль с колоннами, встраиваемыми в ниши и лестницей, которая, кажется, проливается из библиотеки как поток лавы. По мнению Певзнера: «…раскрытие маньеризма в его самой возвышенной архитектурной форме».

В 1546 году Микеланджело создал очень сложный овальный дизайн для тротуара Капитолия и начал планировать верхний этаж Палаццо Фарнезе. В 1547 году он взял в работу завершение собора Святого Петра, начатый по проекту Браманте, и с рядом промежуточных эскизов нескольких архитекторов. Микеланджело вернулся к плану Браманте, сохраняя основную форму и концепции путём упрощения и укрепления дизайна, чтобы создать более динамичное и единое целое. Хотя в конце XVI века гравюра изображает купол в разрезе как полусферический, модель купола Микеланджело отчасти овальной формы и является окончательным вариантом, поскольку его  завершил Джакомо делла Порта, сделав лучше.

Вестибюль Библиотеки Лауренциана (Laurentian Library) имел черты маньеризма, которые бросают вызов классическому ордеру соседне

Вестибюль Библиотеки Лауренциана (Laurentian Library) имел черты маньеризма, которые бросают вызов классическому ордеру соседней церкви Брунеллески

Микеланджело, перепланировал античный Капитолий (Capitoline Hill), что включало сложные спирали тротуара со звездой в центре

Микеланджело, перепланировал античный Капитолий (Capitoline Hill), что включало сложные спирали тротуара со звездой в центре

План Микеланджело для собора Святого Петра (St. Peter) был одновременно массивным и сдержанным, с углами между апсидальными дуга

План Микеланджело для собора Святого Петра (St. Peter) был одновременно массивным и сдержанным, с углами между апсидальными дугами греческого креста, выполненный квадратной проекции

Экстерьер окружен гигантским ордером пилястр, которые поддерживают непрерывный карниз. Четыре небольших купола объединены вокруг

Экстерьер окружен гигантским ордером пилястр, которые поддерживают непрерывный карниз. Четыре небольших купола объединены вокруг большого

Смерть

В пожилом возрасте Микеланджело создал несколько Пьет, в которых он, видимо, размышляет о смерти. Их ознаменовала статуя «Дух победы», которая, возможно, создана для гробницы папы Юлия II, но осталось незавершённой. В этой работе, молодой победитель преодолевает более старшую скрытую фигуру  с чертами Микеланджело.

Пьета Виттории Колонна представляет собой рисунок карандашом, который описали как «подарочные рисунки», поскольку его, возможно, получили в подарок от художника и было не обязательно изучать работу. На этом изображении поднятые руки Марии свидетельствуют о её пророческой роли. Фронтальное направление напоминает фреску «Святая Троица» Мазаччо в Санта-Мария-Новелла во Флоренции.

Во флорентийской Пьете, Микеланджело снова изображает себя, на сей раз престарелый Никодим опускает тело Иисуса с креста в руки его матери Марии и Марии Магдалины. Микеланджело сломал левую руку и ногу статуи Иисуса. Его ученик Тиберио Кальканьи восстановил руку и просверлил отверстие, чтобы установить ногу. Он также работал над статуей Марии Магдалины.

Вероятно «Пьета Ронданини» — последняя скульптура Микеланджело, никогда не будет закончена, потому что Микеланджело вырезал её, пока камня стало недостаточно. Ноги и отделённая рука остались от предыдущей стадии работы. Поскольку статуя сохранилась, она имеет абстрактный характер, в соответствии с представлением о скульптуре в XX веке.

Наследство Микеланджело

 Микеланджело, с Леонардо да Винчи и Рафаэлем, один из трёх гигантов флорентийского Высокого Возрождения. Хотя их имена часто упоминаются вместе, Микеланджело был моложе Леонардо на 23 года, и старше Рафаэля на восемь. Из-за его природы отшельника, он не имеет ничего общего ни с одним из художников и пережил их обоих более чем на сорок лет.

Микеланджело взял несколько учеников-скульпторов. Он предоставил работу Франческо Граначчи, который был его товарищем и учеником Академии Медичи. Граначчи стал одним из нескольких помощников для росписи потолка Сикстинской капеллы. Микеланджело, кажется, использовал помощников в основном для более ручной работы подготовки поверхностей и растирки красок. Несмотря на это, его произведения имели большое влияние на художников, скульпторов и архитекторов на протяжении многих поколений.

«Давид» — самая известная статуя мужчины в жанре ню всех времён. Ей было суждено быть размноженной для украшения городов по всему миру. Однако, некоторые из других работ Микеланджело, возможно, имели большее влияние на течение искусства. Скрученные фигуры и противоречия «Духа победы», «Мадонны Брюгге» и «Мадонны Медичи» сделали их предвестниками маньеризма. Незавершённые гиганты для гробницы папы Юлия II глубоко повлияли на скульпторов конца 19-го и 20-го века, таких как Родин и Генри Мур.

Фойе Библиотеки Лауренциана было одним из первых зданий, в котором использовались классические формы в пластичной и экспрессивной манере. Эта динамика запоздала, чтобы найти её главное выражение в центрично спланированном соборе Святого Петра, с его гигантским ордером, слегка волнистым карнизом и восходящим вверх остроконечным куполом. Купол собора Святого Петра оказывал влияние на строительство церквей на протяжении многих веков, в том числе на Сант-Андреа-делла-Валле в Риме и собор Святого Павла в Лондоне, а также на городские купола многих общественных зданий и административных центров по всей Америке.

Художники, на которых непосредственно повлиял Микеланджело, включая Рафаэля, подражавший пророкам Микеланджело в двух из его работ, включая изображение великого мастера в «Афинской школе».

Другие художники, такие как Понтормо, привлекали скрученные фигуры «Страшного суда» и фресок капеллы Паолина.
Потолок Сикстинской капеллы — работа беспрецедентного величия, как по своим архитектоническим формам, которым подражали многие художники по росписи потолка в стиле барокко, так и по богатству его изобретательности в изучении фигур. Вазари писал:«Работа оказалась настоящим маяком для нашего искусства, неоценимую пользу для всех художников, возрождение света для мира, который на протяжении веков был погружён в темноту. Действительно, художникам больше не нужно искать новые изобретения, новые отношения, одетые фигуры, свежие способы выражения, различные композиции или возвышенные сюжеты, эта работа содержит все возможные совершенства этого направления».


Статуя Победитель (Victory) (1534) в Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio) во Флоренции

Статуя Победитель (Victory) (1534) в Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio) во Флоренции

Рисунок Пьета Виттории Колонна (The Pieta of Vittoria Colonna) (приблизительно 1540)

Рисунок Пьета Виттории Колонна (The Pieta of Vittoria Colonna) (приблизительно 1540)

Микеланджело и Тиберио Кальканьи, статуя Флорентийская пьета (Pieta Firenze) (приблизительно 1550–1561)

Микеланджело и Тиберио Кальканьи, статуя Флорентийская пьета (Pieta Firenze) (приблизительно 1550–1561)

Статуя Пьета Ронданини (Rondanini Pieta)

Статуя Пьета Ронданини (Rondanini Pieta)

 

Гробница Микеланджело в церкви Святого Креста (Basilica of Santa Croce) во Флоренции.

Гробница Микеланджело в церкви Святого Креста (Basilica of Santa Croce) во Флоренции.

 

(перевод статьи английской википедии)

 

ссылки:

Росписи стен в Сискстинской капелле

Микеланджело. «Страшный суд». 1537-41. Фреска в Сикстинской капелле.

 


« Ганс Макарт, биография, живопись, картиныМоро Гюстав (Moreau, Gustave), биография, картины »

Реклама:


Увеличить интерьер - роспись стен, любая монументальная живопись, цены на роспись