ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Монументальная живопись, архитектура, декор - терминология, а также стили интерьера

термины в архитектуре и дизайне


  Ниже - двери из мира прекрасного в мир реальных вещей и нужных услуг -> переход здесь :) стили архитектуры

 
Мировые ресурсы
 

Ваш портал в мир живописи

картины художников стран мира, каталог ресурсов


От: Волков Олег


Опубликовано: Апрель 17, 2007

Архитектурные стили

Итак, что же такое стиль? Мы часто говорим о стиле жизни, о стилях в музыке, стиле речи и стиле общения. А что такое архитектурный стиль? Прежде всего, дадим исчерпывающее определение. Стиль – это совокупность устойчивых художественных форм. Стиль – это производная эпохи. Сколько эпох – столько и стилей.

Стиль может объединять совершенно разные предметы: дома, мебель, посуду, картины и даже одежду. Прежде всего именно стиль диктует их формы, очертания, цвета, мотивы. Другими словами, стиль делает предметы такими, какие они есть.

Стиль – это очень важная величина, но индивидуальные, уникальные черты вашему дому придаст не столько стиль, сколько архитектор. И, разумеется, не без вашего участия. Вам нравится не один, а несколько стилей и вы не знаете, какой же из них выбрать или взять за основу? Не беда. Хороший архитектор способен показать вам, как может быть реализована идея вашего дома в каждом из них.

Чтобы облегчить ваши беседы с архитекторами, мы предлагаем вам ознакомиться с основными стилями, которые человечество разработало на протяжении своей истории, и которыми теперь можете воспользоваться вы. Мы расскажем о стилях, которые так или иначе повлияли на современную архитектуру и до сих пор находят в ней свое отражение.

 

Возникновение архитектурных стилей

В истоках возникновения архитектурных стилей лежит непреодолимое стремление человечества к прекрасному. На формирование архитектурных стилей сильное влияние всегда оказывали религиозные воззрения, стиль мышления и государственного устройства, национальные особенности и окружающая среда, природа. Но прежде всего развитию архитектуры как художественного явления способствовал... рост технических возможностей человечества. После того как появлялись новые технологии, возникали предпосылки для нового архитектурного стиля, а вместе с ним менялся облик храмов, общественных зданий и частных домов. Но, как правило, новый стиль не был абсолютным отрицанием прошлого, он наследовал некоторые его признаки, в тоже время порождая еще никогда не существовавшие формы художественного. Лишь в новейшей истории человечества возникает ряд архитектурных стилей, явившихся полным отрицанием предшествующего тысячелетнего художественного наследия, старых правил и методов архитектуры.

 

Античность

Однако одним только грекам суждено было сыграть решающую роль в развитии архитектурных стилей последующих эпох. Только их наследие осталось в веках и эволюционировало вплоть до наших дней. Иногда о нем забывали, порой от него решительно отказывались, но оно снова и снова восставало из небытия. Чем же привлекало, чем так притягивало к себе искусство Греции? Изяществом и благородством форм, продуманностью и отточенностью всех деталей, уравновешенностью и спокойным величием. И вместе с тем – конструктивной простотой.

Греки, давшие миру начало многих наук, первыми разработали и стройную теорию архитектуры. Они ввели в практику никогда не нарушаемый ими закон симметрии. Впоследствии в Европе он станет незыблемым основанием классицизма

Притягательная сила греческой культуры была такова, что Рим, покоривший Афины, сам оказался в положении завоеванного. Но в архитектуре римляне не копируют греков, хотя и подражают им. И насколько греки были тонкими художниками, настолько римляне стали практичными строителями. Они создают архитектуру, которая своим размахом и колоссальным масштабом явилась проявлением мощи своей империи, ее символом.

Рим насаждает свою культуру среди покоренных им народов, не взирая на их национальные особенности. Но империи рушатся, а построенное ими становится памятником и примером для подражания. Рим пал под ударами варваров, его наследницей стала Византия… Закончилась целая эпоха – эпоха античности. Но античному искусству много веков спустя еще предстоит воскреснуть в эпоху Возрождения – для того, чтобы навечно остаться в истории и практике человечества. Дорический, ионический и коринфский стиль вы можете и сегодня увидеть на многих зданиях, и не только в Европе. Если вас привлекает античность, классицизм, перенесите их на ваш собственный дом. ( см. раздел Древний Рим, Греция, Египет )

 

 

Готика

Теперь давайте шагнем с вами в следующий период истории Европы – средневековье. Многим людям он представляется чем-то мрачным и страшным. Но именно он дал миру удивительный стиль – готический.

  
Однако готика – с точки зрения современного искусствоведения – единственный европейский стиль, имеющий совершенно своеобразную систему форм, новое понимание организации пространства и объемной композиции. В ней нет ни капли подражания кому-либо и чему-либо – в отличие от искусства Возрождения, которое является ни чем иным как возвращением к античности. Готика сложилась как искусство религиозное, христианское по духу и тематике. Оно было соотнесено с вечностью, с высшими, иррациональными силами. Особое место в искусстве готики занимал собор – образец особого синтеза архитектуры, скульптуры, живописи (витражей) и музыки. Вертикальное и динамичное устремление его башен и сводов, ряды стройных столбов создавали впечатление неудержимого движения ввысь, которое усиливалось мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок.

Внутреннее пространство собора было озарено многоцветным сиянием витражей, что создавало особую, таинственную и вместе с тем необыкновенно радостную атмосферу. Все это оказывало сильное эмоциональное воздействие на человека, призывало и его самого устремиться к высшему и прекрасному.  ( см. раздел Готика в картинах )

 

Барокко

Теперь обратимся к следующему (после эпохи Возрождения античности) яркому стилю, оставившему ощутимый след в истории человечества, – барокко. Затейливая выразительность и внешняя эффектность обеспечили барокко главенство над другими стилями европейской культуры более чем на столетие – с конца XVI в. до середины XVIII в. Этому стилю свойственна роскошь, парадность, декоративность, стремление к величию и пышности, то есть все то, что производит сильное впечатление на человека, поражает его воображение.

В архитектуре фасадов почти исчезают горизонтальные прямые линии, появляются мягко изогнутые, плавные. Здания кажутся словно вылитыми из одного гигантского куска камня и скорее вылепленными, нежели чем построенными. Углубления изящно перетекают в выступы и создают впечатление одной сплошной, волнующейся и очень пластичной массы. Эффект усиливается обилием декоративных элементов, выполненных с большой выдумкой и изобретательностью. Все это приобретает удивительную живописность и динамичность и как бы вливается в окружающее пространство.

Барочные здания, которые мы можем лицезреть сегодня – это старинные дворцы, ставшие в своем большинстве музеями. В стиле барокко сейчас уже почти никто и нигде не строит. Но если вам по душе этот стиль, если вы хотите подражать аристократии прошлых веков, и если вы живете размеренной жизнью, которой чужды цейтноты, то барокко может стать вашим хорошим другом. Ваш дом будет диковиной и безо всякого сомнения будет поражать как его посетителей, так и прохожих. ( см. раздел Барокко в картинах )

 

Классицизм

Шло время, и постепенно барокко надоело человечеству. После века пышности и вычурности возникла потребность в чем-то более сдержанном, простом. На смену барокко пришел классицизм, который во второй половине XVIII столетия уже полностью доминировал. Бурно развивалась наука и промышленность. В Европе формировались сильные империи. Порядок, строгость, чувство меры, уравновешенность классицизма более подходят в государственных делах и лучше усваиваются всеми слоями общества, нежели чем проповедь чувственности и необузданных страстей барокко.

Архитектуре классицизма в целом присущи разумная логика планировки и рациональная геометрия объемной формы. Классицизм обращается к наследию античной архитектуры, творчески постигает и применяет ее законы, особенно закон симметрии. Однако лучшие архитекторы классицизма скорее цитируют, чем копируют античность.

Со временем классицизм перерождается в академическое искусство, начинает довлеть не только над архитектором, но и над заказчиком. Классицизм постепенно преображается в ампир, который стал конечной фазой его существования. Громоздкость и тяжеловесные формы ампира, а также появление новых направлений в архитектуре привели в конце концов к тому, что классицизм сошел с пьедестала. Но он еще вернется во второй половине XX века, будет творчески переосмыслен и, оказавшись включенным в современное искусство, станет вновь желанным для немалой части человечества. ( см. раздел Классицизм )

 

Ампир

Ампир преобладал в архитектуре (и вообще в искусстве) в течение трех первых десятилетий XIX века. Он был последним этапом эволюции классицизма в истории Европы. Под влиянием имперского духа классицизм изменил изящную простоту форм на монументальную выразительность.

Так же как и классицизм, ампир ориентируется на образцы античного искусства. Но он впитывает в себя только некоторые его черты, характерные для имперских амбиций Рима, который нуждался в наглядных иллюстрациях своей мощи. Основные элементы ампира: монумент, массивные портики, военная эмблематика в оформлении фасадов и интерьеров: воинские доспехи, лавровые венки, орлы. Отражая египетские походы Наполеона и открытие древнейшей культуры египтян, ампир включает в свой арсенал созвучные ей мотивы: массивные геометрические объемы, египетский орнамент, стилизованных сфинксов.

Ампир охватывает не только архитектуру. В этом стиле выполняются росписи потолков и стен, посуда, мебель и другие предметы интерьера.  ( см. раздел Ампир )

 

Романтизм

Параллельно с ампиром в XIX веке существует и развивается романтизм. Он тоже оказал колоссальное влияние на развитие современной архитектуры. Этот стиль является отрицанием грандиозно-тоталитарного ампира. Романтизм поэтизирует народную архитектуру, а также художественные формы прежних времен. Он несет шарм седой старины, пастушеской идиллии, пряной экзотики.

Романтизм близок по духу ко всем хорошо известному ныне стилю "кантри", с его восхвалением народного быта, искусственными сундуками, плетеной мебелью и прочей милой стариной с экологическим оттенком.

Но, пожалуй, более всего романтизм – тот настоящий, исторически достоверный романтизм – проявил себя в создании особого рода садово-парковых ансамблей. Характерным для него является исчезновение границы между природой и искусственным, насажденным, спроектированным парком. В парке устраиваются искусственные водоемы, водопады, гроты, которые создают впечатление естественных, существующих здесь с незапамятных времен. Для романтизма всегда было характерно разнообразие форм и творческая свобода. Естественно, ведь это был адекватный ответ на суровое однообразие ампира.

 

Модерн

С середины XIX века прослеживаются новые тенденции в архитектуре. Она становится более независимой от общепринятых норм и правил, от академизма с его жестким принципом строить только так, и никак иначе. Такое явление стало возможным благодаря тому, что в обществе появилось множество обеспеченных людей. Они не были связаны с высшим аристократическим обществом, с его манерностью и стереотипами. Они заказывали дома в самых невероятных, зачастую трудно описуемых стилях. Это был протест против аристократии.

Модерн дал жизнь новому принципу проектирования зданий – изнутри наружу, который стал основополагающим во всей архитектуре XX века. С этих пор главным становится критерий пользы. Именно рациональная функциональность теперь определяет объемно-планировочные решения зданий. Дом прежде всего должен быть удобным для человека, соответствовать его образу жизни, увлечениям, работе, досугу.

Ранний модерн был практически абсолютным отрицанием многих, если не всех классических принципов построения зданий. Характерной особенностью раннего модерна является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного, плавного движения изогнутых линий. Этот стиль придает весьма прочным и массивным предметам видимость хрупкости и воздушной легкости.

Мастера модерна реанимировали и стали широко применять различные виды декорирования, которые были уже полузабыты: скульптуру, мозаику, керамику, фреску, витражи. ( см. также раздел модерн, ар нуво, арт деко )




Страница 1 из 2 | Следующая страница »




Скрыть комментарии (1)

William - Декабрь 4, 2015

Taking the oveeivrw, this post hits the spot


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.