ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Багетные мастерские
 

список багетных мастерских

Багетные мастерские Москвы, России, адреса, телефоны, сайты

Опубликовано: Март 8, 2016

Фердинан Виктор Эжен Делакруа, картины, биография

Фердинан Виктор Эжен Делакруа, картины, биография

Фердинан Виктор Эжен Делакруа (26 апреля 1798 - 13 августа 1863) - французский художник романтизма, который с самого начала своего творчества считался предводителем французской романтической школы.

Как живописец и муралист, Делакруа использовал выразительные мазки и собственные исследования оптических эффектов цвета, которые основательно сформировали работы импрессионистов, однако его страсть к экзотике вдохновила художников символизма. Тонкий литограф Делакруа создал иллюстрации к различным произведениям Уильяма Шекспира, Вальтера Скотта и Иоганна Вольфганга фон Гёте.

В отличие от неоклассического перфекционизма его главного соперника Энгра, Делакруа получал вдохновение от работ Рубенса и художников венецианского Ренессанса с присущим акцентом на цветах и динамике, а не на чёткости набросков и тщательно смоделированных формах. Центральные темы зрелости отличались драматическим и романтическим содержанием и привели его не к классической модели греческого и римского искусства, а к путешествию в Северную Африку, в поисках экзотики. Делакруа, друг и духовный наследник Теодора Жерико, также был вдохновлён лордом Байроном, с которым он разделял сильное отождествление с «силами возвышенного» природы часто в насильственных действиях.

Тем не менее, Делакруа не был склонен ни к сентиментальности, ни к напыщенности, а его романтичность соответствовала индивидуализму. По словам Бодлера: «Делакруа был страстно влюблён в страсть, но холодно решил выразить её как можно более чётко».

 

Молодость

Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в Сен-Морис (Иль-де-Франс) возле Парижа. Его мать звали Виктория, которая была дочерью краснодеревщика Жан-Франсуа Эбена. Делакруа имел трёх братьев и сестёр, значительно старших его. Шарль-Анри Делакруа (1779-1845) выслужился до звания генерала в наполеоновской армии. Генриетта (1780-1827) вышла замуж за дипломата Реймонда де Вернинака Сент-Мора (1762-1822). Анри родился спустя шесть лет. Он погиб в битве под Фридландом 14 июня 1807 года.

Есть основания полагать, что отец Эжена, Шарль-Франсуа Делакруа, был бесплодным в момент его зачатия и что его настоящим отцом был Талейран, который был другом семьи и преемником Карла Делакруа на посту министра иностранных дел, и которого взрослый Эжен напоминал по внешнему виду и характеру. На протяжении всего творчества как художника, находился под защитой Талейрана, который служил сначала при Реставрации Бурбонов и короле Луи-Филиппе I, потом, как посол Франции в Великобритании, а позже при своём внуке Шарль Огюст Жозеф Луи де Морни, единоутробном брате Наполеона III и спикере Палаты общин. Его предполагаемый отец, Чарльз Делакруа, умер в 1805 году, а мать в 1814 году, оставив Эжена 16-летним сиротой.

Раннее образование получил в Лицее Людовика Великого, и в Лицее Пьера Корнеля в Руане, где погрузился в классическую литературу и завоевал награды по рисованию. В 1815 году Делакруа начал обучение у Пьера Нарсис Герена в неоклассическом стиле Жак-Луи Давида. Первый церковный заказ «Дева жатвы» (The Virgin of the Harvest, 1819), показывает влияние Рафаэля, но другой подобный заказ «Богоматерь Святого Сердца» (The Virgin of the Sacred Heart, 1821), свидетельствует о более свободной интерпретации. Ей предшествует влияние более красочного и богатого стиля фламандского живописца Питера Пауля Рубенса (1577-1640), и товарища французского художника Теодора Жерико (1791-1824), чьи работы ознаменовали начало романтизма в искусстве.

Влияние «Плота Медузы» Жерико было глубоким, и побудило Делакруа написать первую крупную картину «Ладья Данте», которую в 1822 году одобрили на Парижском салоне. Работа вызвала сенсацию, и была высмеяна общественностью и чиновничеством, однако государство приобрело её для Музея в Люксембургском саду; распространенный образ стоит в оппозиции к его творчеству, через мощную поддержку, которая будет продолжаться на протяжении всей жизни. Два года спустя он снова достиг массового успеха с картиной «Резня на Хиосе».

 

Зрелость

 

Хиос и Месолонгион

Картина Делакруа о резне на Хиосе показывает, больных, умирающих жителей Греции, которых собираются убить турки. Одна из нескольких картин, которую он написал на основе этого современного события, выражает сочувствие грекам в их войне за независимость от турок, популярное настроение в то время для французского народа. Делакруа быстро признали ведущим художником нового романтического стиля, а картину купило государством. Его изображение страданий было спорным, поскольку не было славного события, патриоты не поднимали доблестно свои мечи, как на картине Давида «Клятва Горациев». Многие критики осудили пессимистическую атмосферу картины; художник Антуан-Жан Гро назвал её «резнёй искусства». Пафос в изображении младенца, который сжимает грудь своей мёртвой матери, произвёл особенно сильный эффект, хотя эту деталь критики осудили как непригодную для искусства. Рассматривание картин Джона Констебла и акварельных эскизов и картин Ричарда Паркса Бонингтона побудило Делакруа внести изменения в небо и отдаленный пейзаж.

Делакруа написал вторую картину в поддержку греков в их войне за независимость, на этот раз, ссылаясь на захват Месолонгиона турецкими войсками в 1825 году. Сдержанность палитры свойственной аллегории «Греция на руинах Миссолонги» показывает, женщину в греческом костюме с обнажённой грудью, руки у неё наполовину подняты в умоляющем жесте перед ужасной сценой самоубийства, греков, которые решили убить себя и уничтожить свой город, нежели сдаться туркам. Внизу видна рука, тело, раздавлено под руинами. Вся картина служит памятником народу Месолонгиона и идее свободы против господства тирании. Это событие заинтересовало Делакруа не только из-за его симпатии к грекам, но и потому, что там умер Байрон, которым восхищался Делакруа.

 

Романтизм

Поездка в Англию в 1825 году, включала в себя визиты к Томасу Лоуренсу и Ричарду Парксу Бонингтону, а цвет и трактовка английской живописи послужили стимулом для  единственного элегантного портрета во весь рост Луи-Огюста Швитера (1826-30). Примерно в то же время, Делакруа создавал романтические произведения на многочисленные темы, большинство из которых будут по-прежнему интересовать его в течение более тридцати лет. В 1825 году он создавал литографии, иллюстрирующие Шекспира, и вскоре после этого литографии и картины из «Фауста» Гёте. Картины, такие как «Сражение гяура с Хассан» (The Combat of the Giaour and Hassan, 1826), и «Женщина с попугаем» (Woman with Parrot, 1827), представили темы насилия и эротики, которые доказывали бы свою периодичность.

Эти различные романтические нити собрались в картине «Смерть Сарданапала» (1827-1828). Картина Делакруа о смерти ассирийского царя Сарданапала показывает эмоционально волнующую сцену, переполненную красивыми цветами, экзотическими костюмами и трагическими событиями. «Смерть Сарданапала» изображает царя, который равнодушно смотрит на то, как охранники выполняют его приказ убить слуг, наложниц и животных. Литературным источником является пьеса Байрона, хотя в пьесе конкретно не упоминается какое-любое убийство наложниц.

Поза спокойной отрешенности Сарданапала характерна для романтических образов Европы этого периода. Картина, которая повторно не выставлялась на протяжении многих лет, позже, была расценена некоторыми критиками как страшная фантазия со смертью и похотью. Особенно шокирующей была борьба обнаженной женщины, чьё горло собираются перерезать, сцена занимает видное место на переднем плане для максимального воздействия. Тем не менее, чувственная красота и экзотические цвета композиции сделали изображение одновременно приятным и шокирующим.

Разнообразие романтических интересов вновь объединились в «Убийстве епископа Льежа» (1829). Сюжет также заимствован из литературного источника, на этот раз у Скотта, и показывает сцену из средневековья, убийство Луи де Бурбона, епископа Льежа посреди разгула, организованного его похитителем Уильямом де ла Марком. Расположившись в огромном сводчатом интерьере, который Делакруа создал по эскизам Дворца правосудия в Руане и Вестминстер-Холл, драма разыгрывается в светотени, вокруг ярко освещённого участка скатерти. В 1855 году критик описал потрясающую трактовку картины, как «Менее завершённое, чем картина, но более - чем эскиз «Убийство епископа Льежа» оставлено художником в тот последний момент, когда ещё один взмах кисти разрушил бы всё».

 

Свобода, ведущая народ

Наиболее влиятельная работа Делакруа появилась в 1830 году с картиной «Свобода ведущая народ», которая из-за выбора темы и техники выдвигает на первый план различия между романтическим подходом и неоклассическим стилем. Менее очевидно то, что она также отличается от романтизма Жерико, примером чему является «Плот Медузы».

«Делакруа почувствовал его композицию более ярко, как единое целое, представляя фигуры и толпу, как символы, а преобладает над ними символическая фигура республиканской свободы, которая является одной из его лучших скульптурных фантазий ...»

Вероятно, самая известная картина Делакруа «Свобода, ведущая народ», незабываемый образ парижан, которые взяв в руки оружие, маршируют вперёд под знаменем триколора, который символизирует свободу, равенство и братство. Несмотря на то, что Делакруа вдохновили современные события, вызвав этот романтический образ духа свободы, он, кажется, пытается передать волю и характер народа, а не прославлять фактическое событие, революцию 1830 года против Карла X, который почти ничего не сделал, за исключением того, что привёл другого короля, Луи-Филиппа, к власти. Мёртвые воин, лежащие на переднем плане, обеспечивают резкий противовес символической женской фигуре, которая освещается с триумфом, словно в свете прожекторов.

Несмотря на то, что французское правительство купило картину, чиновники посчитали её прославление свободы слишком подстрекательской, и убрали её с глаз общественности. Тем не менее, Делакруа по-прежнему получал множество правительственных заказов по фрескам и росписи потолка.

После революции 1848 года, которая видела конец правления короля Луи-Филиппа, картина Делакруа «Свобода, ведущая народ», была, наконец, вновь выставлена на всеобщее обозрение благодаря новоизбранному президенту Луи Наполеону (Наполеон III). Традиционно, её можно увидеть в Лувре в Париже, однако сначала декабря 2012 года, картина находилась на выставке в Лувр-Ланс в городе Ланс (Па-де-Кале).

Мальчик, держащий пистолет справа, иногда считается вдохновлённым персонажем Гавроша из романа Виктора Гюго «Отверженные» 1862 года.

 

Путешествие в Северную Африку

В 1832 году Делакруа путешествовал по Испании и Северной Африке, в составе дипломатической миссии в Марокко, вскоре после того, как французы захватили Алжир. Он поехал в большей степени не ради изучения искусства, а чтобы сбежать от цивилизованности Парижа, в надежде увидеть более первобытные культуры. В итоге он создал более 100 картин и рисунков сцен из или основываясь на жизни народа Северной Африки и добавил новую, личную главу интереса к ориентализму. Делакруа был очарован людьми и костюмами, а сама поездка стала источником сюжетов для очень многих его будущих картин. Он считал, что выходцы из Северной Африки, с их одеждой и мироощущением, создают визуальный эквивалент народу классической Греции и Рима:

«Греки и римляне здесь у моей двери, в арабах, которые заворачиваются в белое одеяло и выглядят как Катон или Брут ...»

В Алжире он сумел тайно сделать наброски женщин, как на картине «Алжирские женщины в своих покоях» (1834), однако в большинстве случаев ему было сложно найти мусульманку для позирования из-за правил мусульман, требующих, чтобы женщина была полностью закрыта. Менее проблематичным было написание еврейских женщин, как например сюжетов для «Еврейской свадьбы в Марокко» (1837-1841).

Находясь в Танжере, Делакруа сделал много эскизов людей и города, сюжеты, к которым он вернётся до конца жизни. Животные - воплощение романтической страсти - были частью таких картин как: «Борьба арабских лошадей в конюшне» (1860), «Охота на львов» (которой существует много версий, написанных между 1856 и 1861 годами) и «Араб, седлающий свою лошадь» (1855).

 

Фрески и последние годы жизни

В 1838 году Делакруа выставил картину «Медея собирается убить своих детей», которая создала сенсацию в Салоне. Его первая масштабная трактовка сцены из греческой мифологии, картина изображает Медею, схватившую своих детей, кинжал обращён в попытке убить их из-за мести за её отказ от Ясона. Три обнажённые фигуры образуют живую пирамиду, которая купается в свете, проникающем в грот, в котором спрятана Медея. Несмотря на тот факт, что государство быстро приобрело картину, Делакруа был расстроен, когда её отправили в Дворец изящных искусств в Лилле; он рассчитывал выставить её в Люксембурге, где она присоединилась бы к «Ладье Данте»  и сценам из резни на Хиосе.

С 1833 года Делакруа получал многочисленные заказы по украшению общественных зданий в Париже. В этом году он начал работать в Салоне короля в Палате депутатов (Chambre des Députés) в Бурбонском дворце, который не был завершен до 1837 года. Ближайшие десять лет он расписывал библиотеки в Бурбонском и Люксембургском дворце. В 1843 году украсил Церковь святого Дионисия Парижского и святого Причастия с большой Пьета, а с 1848 до 1850 года расписывал потолок в Галерее Аполлона в Лувре. С 1857 по 1861 год Делакруа работал над фресками для Часовни ангелов (Chapelle des Anges) в Церкви Сент-Сюльпис в Париже. К ним относятся «Битва Иакова с Ангелом», «Святой Михаил, убивающий дракона» и «Изгнание Гелиодора из храма». Эти заказы предоставили ему возможность задумать картины в особо крупном размере в архитектурном обрамлении, подобно тем мастерам, которыми он восхищался Паоло Веронезе, Тинторетто и Рубенс.

Работа была утомительной, и за эти годы он всё сильнее страдал от хрупкой конституции. Помимо дома в Париже, с 1844 года он также жил в небольшом домике в Шамрозе, где  в сельской местности. С 1834 года до своей смерти о нём искренне заботилась его экономка, Жанна-Мари Ле Гийю, которая ревностно охраняла свою личную жизнь, и чья преданность продлила его жизнь и способность продолжать работу в последние годы жизни.

В 1862 году Делакруа участвовал в создании «Национального общества изящных искусств». Его друг, писатель Теофиль Готье, стал председателем, а художник Эме Просо выступил в качестве заместителя председателя. Вместе с Делакруа в комитете состояли художники Альбер-Эрнест Каррье-Беллёз и Пюви де Шаван. Среди экспонентов были Леон Бонна, Жан-Батист Карпо, Шарль-Франсуа Добиньи, Гюстав Доре и Эдуард Мане. Только после его смерти в 1863 году общество организовало ретроспективную выставку из 248 картин и литографий Делакруа, и прекратили организовывать какие-либо дополнительные выставки.

Эжен Делакруа умер в Париже и похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Его дом, ранее расположенный вдоль канала Марна, в настоящее время находится недалеко от съезда с автострады, ведущей из Парижа в центральную часть Германии.



Похожие темы


----------------------------





Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.

Реклама:


Увеличить интерьер - роспись стен, любая монументальная живопись, цены на роспись

« Художник Давид, Жак-Луи, живопись, картиныХудожник Эдуард Гау, картины »