ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход


Вам могут быть интересны следующие ресурсы:


 
Багетные мастерские
 

список багетных мастерских

Багетные мастерские Москвы, России, адреса, телефоны, сайты

От: Волкова Марина


Опубликовано: Ноябрь 30, 2007

Музей Мармоттан, Париж, Франция


Парижский Музей Мармоттен известен своей удивительной коллекцией работ Клода Оскара Моне, подаренной музею сыном художника. Однако и для других импрессионистов здесь нашлось место. В частности, в музее хранится внушительное собрание картин Берты Моризо.

Здание музея Мармоттен
Здание, где находится музей, некогда было охотничьим домиком.
 

Если бы Полю Мармоттену когда-нибудь сказали, что его имя будет носить музей, славящийся по всему миру своей коллекцией импрессионистов, он бы несказанно удивился. Сам он благоговел перед Наполеоном и собирал произведения искусства, имеющие отношение к Первой империи. Ни Клод Моне, ни Огюст Ренуар, ни Эдгар Дега, ни героиня нашего сегодняшнего выпуска не входили в сферу его интересов. Но обо всем по порядку.
 
Когда-то изящный особнячок, стоящий почти на опушке Булонского леса (читатель, вероятно, уже догадался, что речь идет о здании, где ныне размещается музей Мармоттен), служил охотничьим домиком для Кристофа Эдмонда Келлермана, герцога Вальми. В 1882 году особняк был куплен Жюлем Мармоттеном, собравшим весьма неплохую коллекцию полотен мастеров XV века. Но, судя по всему, открывать широкой публике доступ к ней он вовсе не собирался. Основателем музея следует считать сына Жюля Мармоттена, уже упомянутого нами Поля Мармоттена. Как всякий страстный коллекционер, он чувствовал себя не в своей тарелке, зная, что никто, кроме него самого и его близких друзей, не может насладиться собранной им великолепной коллекцией. Но, в отличие от многих других коллекционеров, Мармоттен не стал предлагать свое собрание уже существующим музеям. Он пошел "ва-банк" и сделал музеем собственный дом.
 
 Зал Моне в Музее Мармоттен
 
Зал Моне в Музее Мармоттен.
 

Сегодня "мармоттеновские" залы, уставленные мебелью, бронзой, керамикой и фарфором Первой империи, увешанные картинами той эпохи, вызывают заслуженное восхищение зрителей. Однако не ради наполеоновских кресел и секретеров приходят в Музей Мармоттен. И даже не ради (действительно, очень солидной) коллекции старых мастеров Мармоттена-отца.
 
В Музей Мармоттен идут ради импрессионистов. Здесь хранится богатейшее собрание их работ, - и тем удивительнее, что сложилось оно почти случайно. В 1957 году Викторина Доноп де Монши подарила музею коллекцию, которую унаследовала от своего отца, Жоржа де Беллио. Имя это знакомо всем, кто достаточно "глубоко" погружался в импрессионистическую эпоху и подробно знакомился с биографиями ее деятелей. Жорж де Беллио, венгр по происхождению, был врачом. Домашним врачом чуть ли не всех импрессионистов. К его услугам прибегали, в частности, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей. В качестве оплаты за труды доктор де Беллио с радостью принимал от своих пациентов (многие из них стали с течением времени его близкими друзьями) их картины, наброски, рисунки. Во врачебных кругах тогдашнего Парижа у импрессионистов не было более пылкого поклонника, чем де Беллио. Теперь же благодаря этому удивительному врачу посетители Музея Мармоттен могут насладиться прекрасными работами Огюста Ренуара, Берты Моризо, Эдгара Дега, Эдуара Мане (хотя он и не участвовал в выставках импрессионистов, но, как и они, лечился у де Беллио), Камиля Писсарро, Альфреда Сислея.
 
Пастушка (1891) Берты Моризо - тоже из собрания Музея Мармоттен.
 
 
Трогательная «Пастушка» (1891) Берты Моризо - тоже из собрания Музея Мармоттен.
 

Спустя некоторое время после обретения Музеем Мармоттен коллекции де Беллио, сюда поступил не менее ценный дар. Мишель Моне, сын Клода Моне, передал музею практически все картины своего отца, имевшиеся у него. Этот бесценный подарок определил дальнейшую судьбу особняка на опушке Булонского леса: он прославился как вместилище крупнейшего собрания полотен Моне. Именно здесь хранится и картина, с которой, как считают, и начался по-настоящему импрессионизм: "Впечатление. Восход солнца" (1872).
 
Не так давно появились в Музее Мармоттен и картины постимпрессионистов. Их любезно предоставила Нелли Дюэм, дочь художника и коллекционера Анри Дюэма, лично знакомого со многими выдающимися мастерами своей эпохи.
 
Что касается "неимпрессионистических" экспозиций музея, то они весьма пестры. Кроме полотен старых мастеров, принадлежавших некогда "папаше Мармоттену", и произведений искусства наполеоновской эпохи, собранных Мармоттеном-младшим, в его залах можно увидеть коллекцию миниатюр XIII- XVI веков. Эта коллекция, полученная музеем в дар в 1981 году, состоит из работ как французских, так и английских, нидерландских и итальянских художников.

Моне-карикатурист
 
Денди с сигарой, картина Моне
 
Карикатуру «Денди с сигарой» Моне нарисовал в 1857 году. 


Далеко не все знают, что Клод Моне в начале своего творческого пути заявил о себе как карикатурист. Уже в пятнадцать лет он рисовал карикатуры, пользовавшиеся большой популярностью в Гавре, где прошли детство и юность художника. Отцу Клода Моне "хобби" сына было не по душе, хотя оно и приносило некоторый доход. Впрочем, доход этот был очень невелик. Впоследствии Моне признавался, что карикатуры дали ему "некоторую известность и совсем мало денег". На первый взгляд такой "дебют" Моне может показаться странным. Однако уже в этих ранних карикатурах мастера видны некоторые из тех черт, что впоследствии лягут в основу его импрессионистического метода: наблюдательность, лаконичность, острота мысли. Сегодня карикатуры Моне (многие из которых хранятся в Музее Мармоттен) вызывают у искусствоведов не меньший интерес, чем его зрелые картины.
 
 
по теме:
 
Музей Конде в Шантийи, Франция
Музей изящных искусств города Лилля
Музей изобразительных искусств, Ницца, Франция
Музей Гренобля
Музей Жакмар-Андре, Париж, Франция
Музей Лувр, Париж, Франция
 
 
по материалам  [1] см. Список литературы
 
[Музеи Франции]

« Музей Аннонсиад, Сен-ТропеНациональный музей Библейского послания Марка Шагала »