ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


  рекомендуем информацию о :

живопись - помощь в подборе коллекций и приобретении, копии картин на заказ


От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Май 17, 2010

В основном для художников Возрождения характерно как раз утверждение в живописи плоти предметов. Но предметы существуют в природе, объединены ее общим состоянием, их цвета взаимозависимы. Чтобы соподчинить в живописном  произведении   локальные пятна общему колориту, надо найти для каждого цвета соответствующий оттенок — тон, который приобретает цвет при определенном освещении. Замечательные образцы такого тонального решения сложной композиции мы встречаем, например, у П. Брейгеля в картине «Охотники на снегу» из цикла «Времена года».

 картина  Охотники на снегу, П. Брейгель, 1565 г.

 Охотники на снегу, П. Брейгель, 1565 г.

Величественная красота образа природы здесь кажется настолько естественной, что просто не приходит на ум, какой тонко продуманный расчет стоит за ней. Художник изобразил пасмурный зимний день, когда основные источники света — небо и снег равномерно и сдержанно, без бликов и редких границ тени освещают предметы. Чтобы избежать пестроты, которая разрушала бы общее состояние, Брейгель противопоставляет холодной гамме единственный красно-золотистый цвет, цвет тепла, домашнего очага, разнообразно повторяющийся в тонах пламени, кирпичных домов, в рыжей масти борзых и угасающий в темных силуэтах фигур и деревьев.

Тогда же, в эпоху Возрождения, складывается колорит собственно тональный, искусство светотени. Свет, как и цвет, неотъемлемый от восприятия всего сущего, с древнейших времен волновал человека. Свет радостный, свет тревожный, волшебный, трагический, таинственный, спокойный — можно перечислить все чувства и их оттенки, и к каждому из них подобрать состояние света. Казалось бы, парадоксально, что средневековая живопись с ее ярко выраженной направленностью на духовный мир обходила стороной это всемогущее средство, но ведь чтобы перевести его на язык живописи, необходимо было вначале обратить взгляд на мир земной.

Изображение света в живописи сопряжено со многими трудностями. Об одной из главных мы уже упоминали — свет может легко «разбить» форму, расколоть ее на две части — освещенную и затененную, а форма, целостный предмет были всегда очень большой ценностью. А как быть с падающей тенью, как примирить эти темные пятна с окружающими формами на языке живописи? Кроме того, прямой свет ослабляет цветность предмета, вносит в колорит принципиально новые тона, белесые и сами по себе маловыразительные. Чтобы справиться со всеми этими проблемами живописного изображения света, предметов, пространства, требовалось время, требовался пересмотр незыблемых традиций мастерства, передававшихся от поколения к поколению.

В целом можно говорить о двух принципиально отличающихся системах тонального колорита. Рассмотрим вначале более раннюю из них, связанную с условным освещением. Это, так сказать, драматический колорит. Свет и тень здесь постоянно встречаются, сталкиваются, построены на взаимных контрастах. То светлое лицо выступает из мрака, то темный силуэт показывается на светлом фоне. Чаще художник освещает передний план, в котором развертываются основные события, а темный фон объединяет композицию. Поэтому обычно трудно вообразить себе источник света — он условен. Этот тип колорита тесно связан с методом лессировок, которыми писали старые мастера. Благодаря лессировкам освещенные места насыщены цветом; тени же писали, как правило, неопределенно темными, одинаковыми — вот почему основным контрастом здесь является не отношение цветов, а отношение светлого к темному.




« Предыдущая страница | Страница 4 из 6 | Следующая страница »
« Тематика и жанры живописиГРАФИКА »

следующая информация будет вам интересна: