ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


  рекомендуем информацию о :

живопись - помощь в подборе коллекций и приобретении, копии картин на заказ

От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Май 17, 2010

Очень часто (например, в иконах Дионисия, Рублева, картинах раннего Возрождения) локальные цвета так соподчинены друг другу, словно картина озарена ровным, рассеянным светом, какой бывает, когда солнце скрыто легкой облачностью. Это впечатление не случайно, потому что представления о гармонии для художника не могли не соприкасаться с реальной красотой цвета, проявляющейся при определенном освещении.

Цвет небезразличен не только к свету, а и к пространству, о чем мы уже упомянули вскользь, когда говорили, что теплые цвета имеют свойство приближаться, а холодные — удаляться. Это относится в такой же мере к сложным цветам, как и к чистым. Конечно, есть цвета глухие, плотные, материальные, и они подчеркивают непроницаемую плоскость — это как бы прозаические цвета. На таких цветах: землисто-зеленом, сером, лилово-ясоричневом построена, например, картина М. Ларионова «Отдыхающий солдат». Этот колорит правдиво воссоздает атмосферу обыденной казарменной жизни.

Но есть еще цвета легкие, воздушные, глубокие, насыщенные, мрачные и т. д. — их можно считать «поэтическими». Одни — яркие, чистые — образуют как бы некоторой глубины пространственный слой, наполненный сияющей, напряженной цветовой массой. Другие «поэтические» цвета — разбеленные — вызывают ощущение реальной воздушной среды, легкого тумана, окутывающего предметы, т. е. они также пространственны. Этим спокойным легким цветам отдавали предпочтение многие известные мастера XX века, например, П. Кузнецов, А. Марке.

Итак, уже в локальном колорите подспудно проявляются и эффекты освещения, и пространственность  здесь они подчинены декоративной организации плоскости. Но когда художника волнует в первую очередь действительная красота природы, то определяющим моментом становится общность освещения, сводящая цвета к единому состоянию. Это состояние может быть выражено в картине более или менее ясно и четко в зависимости от задач художника.

Колорит, в котором цвета обусловлены освещенностью предметов и их положением в пространстве, называется тональным. Соответственно тоном называют степень светлоты цвета. Существует немало разновидностей тонального колорита. В эпоху Возрождения в Италии и Нидерландах сложились формы колорита, переходные от локального к тональному: с одной стороны, в живописи сохранялись традиции локальной раскраски, с другой — внимание художников все больше привлекала красота цвета в реальной природе.

Локальный цвет чрезвычайно трудно увязать с эффектами освещения — ведь свет, падающий на поверхность, значительно изменяет впечатление от цвета, а поскольку объемные поверхности освещены неравномерно, они состоят как бы из нескольких цветов. И если в действительности это мало что меняет для восприятия предмета, так как разные цвета воочию объединены объемной формой, то в изображении, напротив, единство формы становится ощутимым именно благодаря единству ее цветовой моделировки. Поэтому художник встает перед выбором: писать форму предмета или писать свет, падающий на эту форму; восхищаться и выражать свое восхищение материально-ощутимой, весомой формой или изменчивыми бликами, полутонами, тенями и рефлексами, играющими на ее поверхности. Умение строить светом ощутимую форму называется пластикой цвета.




« Предыдущая страница | Страница 3 из 6 | Следующая страница »
« Тематика и жанры живописиГРАФИКА »

следующая информация будет вам интересна: