ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


  рекомендуем информацию о :

живопись - помощь в подборе коллекций и приобретении, копии картин на заказ

От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Май 17, 2010

Русский художник Г. Якулов, много путешествовавший по разным странам, пришел к заключению, что особенности колорита у разных народов связаны с окраской солнечного света в соответствующей местности — эта окраска, по его мнению, не одинакова в России, Азии, Западной Европе. В книге М. Алпатова об Андрее Рублеве упомянуто предположение о том, что излюбленные художником цветовые отношения синее-зеленое-золотистое отвечают краскам среднерусского летнего дня: васильков, овсов, пшеницы.
Велико также значение традиций творчества и вое-приятия искусства, влиявших на сложение устойчивых вкусов. Например, можно предположить, что местные красочные пигменты, в известной степени определявшие колорит, ценились различно, в зависимости от редкости, ведь и современному человеку редкое представляется более красивым. Ценной краской и работали иначе — бережно, любовно, помещая ее в чистом виде и в самых важных местах, а поэтому и воспринимается такой цвет как главный, значительный, ценный. То же можно сказать и о цвете, который напоминает нечто очень ценное, например, древние мастера любили писать желтыми охрами, схожими с цветом золота. В обществах с развитой культурой все подобные ассоциации усложняются, определенным образом складываются, образуют систему взаимозависимых устойчивых вкусов.

Однако художник, в определенной степени следуя общепринятым вкусам, их и изменяет, развивает, обогащает ассоциации, которые может вызвать тот или иной цвет. Замечательным, глубоким, поистине новаторским чувством цвета обладал, например, художник В. Ван-Гог. Вот что он сам пишет о картине «Ночное кафе»: «В своей картине я пытаюсь выразить, что кафе — это место, где можно сойти с ума и совершить преступление. Я стремлюсь этого достигнуть, противопоставляя мягкому розовому кроваво-красный и нежно-зеленому — кричаще-желтый тон».

Все приведенные выше примеры дают понять, что чувство цвета — явление многоплановое, неоднозначное, исторически изменяющееся. Однако все последующие изменения не отрицают предшествующий опыт, который сохраняет ценность для многих поколений людей.

В разные эпохи сложилось несколько целостных систем колорита. Самой ранней из них следует считать локальный колорит. Характерная особенность этой колористической системы состоит в том,   что цвет здесь отделен от условий освещения и игры оттенков» Цвет предмета воспринимается как его однородная и неизменная сущность: река — синяя, золото — желтое, огонь — красный и т. д. Изображение раскрашивается, а изделие украшается цветом — прочным, основательным, ровным. Такой цвет называется локальным. Мы встречаем его повсеместно в декоративно-прикладном искусстве всех времен, в книжной миниатюре, во фреске, часто в станковой живописи.

Локальный цвет связан не столько с непосредственными впечатлениями от действительности, сколько с устойчивыми понятиями о ней. В этом смысле интересно происхождение названий различных цветов. Сложные цвета, как правило, получили имя по характерной окраске предметов: вишневый, сиреневый, голубой (голубь), оранжевый (от французского orange — апельсин) и т. д.

Отношения чистых и сложных цветов в произведениях, исполненных в локальном колорите, подчинены определенному, объединяющему их ритму. К сожалению, настоящее издание не предусматривает воспроизведение картин в цвете, и все же попробуем, хотя бы мысленно, представить цветовой ритм картины А. Матисса «Гармония в красном» из собрания Государственного Эрмитажа. Основную часть картины занимает красная комната с синим узором на обоях и на скатерти, покрывающей стол. Все предметы, расположенные в комнате: фрукты на столе, цветы в вазе, графины, стулья, как бы вплетены в этот узор и объединяются общим красным фоном. «Одинокий» контраст синего к красному был бы слишком резок, и поэтому художник наряду с контрастными располагает здесь же приближенные к красному цвета: багряные яблоки, вишневого цвета спинки стульев и др., это приятно разнообразит узор. Красному противопоставлены два крупных пятна, решенных в соцветии синего с белым. Привлекает взгляд дама в правом углу картины, расставляющая вазы на столе. От нее влево тянется прерывистая цепочка предметов сервировки с повторяющейся желтой раскраской фруктов. Цепочка «приводит» к оконтуренному желтым и золотистым окну, пейзаж за которым создает второе пятно в холодной гамме. Этот пейзаж — своего рода кульминация гармонического ряда. Чуть поодаль в нем разбросаны полоской желтые цветы, как лимоны по столу. Узор покрытых белым цветом деревьев напоминает рисунок обоев. Виднеющийся на скосе луга красный домик наводит на мысль о такой лее красной комнате и возвращает нас вновь к переднему плану. Благодаря направленному распределению цветовых пятен в плоскости, сочетанию контрастных и сближенных цветовых отношений здесь воссоздана гармоническая, замкнутая смена ощущений, упорядоченное разнообразие.




« Предыдущая страница | Страница 2 из 6 | Следующая страница »
« Тематика и жанры живописиГРАФИКА »

следующая информация будет вам интересна: