ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


  рекомендуем информацию о :

живопись - помощь в подборе коллекций и приобретении, копии картин на заказ

Наша группа в социальных сетях

Присоединяйтесь!


Опубликовано: Май 17, 2010

Тематика и жанры живописи

В начале главы уже говорилось о том, что цвет — основное средство живописи — позволяет изображать практически все многообразие действительности. Естественно, живопись реализует свои возможности не в отдельной картине, где раскрывается определенная ограниченная тема, а во всей массе созданных и создаваемых произведений. Если окинуть взглядом эту массу (конечно, не в буквальном смысле), то становятся заметны обширные группы родственных по тематике произведений, или, другими словами, жанры.

Происхождение жанров связано со многими и разными сторонами социально-общественной жизни людей, с материальными условиями существования и духовной культурой общества. Более постоянный круг интересов художников к той или иной стороне действительности, обусловленный их мировоззрением и социально-эстетическими потребностями общества, выделил в процессе исторического развития искусства несколько обособленных групп произведений, отличающихся содержательными и пластическими особенностями и закономерностями. Так возникло множество произведений, связанных с изображением исторических событий, явлений, фактов в жизни народов, государств, обществ; или очень большая группа произведений, изображающих лишь природу; или произведений, передающих окружающий людей предметный мир.

Жанры исторически преходящи. Так, например, в древнерусской живописи, целиком направленной на христианскую мифологию, существовали свои жанры: образа, жития святых, праздники и некоторые другие. Начиная со светской культуры эпохи Возрождения, в европейской живописи формируются жанры, где взгляд художника направлен на действительность: исторический жанр, портрет, бытовой жанр, пейзаж, натюрморт. Правда, произведения этих жанров подчас несвободны от значительной идеализации человека и природы, в том числе и историческая картина, которая вплоть до середины XIX века была тоже связана с мифологией. В это время в искусстве почитается не вообще всякая действительность, а возвышенная, героическая, благородная, далекая от «низменных» человеческих забот, образцом которой служила   классическая   древность.

В середине XIX века мощная волна демократических движений затрагивает и искусство, где происходят новые сдвиги. Растет престиж некогда «низких» жанров — бытового и пейзажного, в которых наиболее решительно осуществляются реалистические поиски. В «сферу прекрасного» — а именно такой сферой была живопись — проникают реальные, каждодневные человеческие взаимоотношения и земная, не облагороженная привкусом идеальности природа.

В XX веке развитие живописи происходит особенно бурно и сложно. Художники теперь часто обращаются к нетрадиционным темам, не попадающим в границы какого-то одного жанра. Новое содержание — новые перемены в структуре жанров. Какие же из них имеет смысл выделять сегодня?

Тематическая картина — очень пространное понятие. В этот разряд попадают события прошлого и самые злободневные явления нашей жизни, будничная сценка и обобщенный философский взгляд на людей и природу. Иногда эти предметы прихотливо сочетаются в одной картине.

Разнообразен круг задач, которые ставит перед собой художник в тематической картине. Он может стремиться показать жизнь как она есть, раскрывая социальные корни типических общественных явлений, — эта задача характерна для русской школы критического реализма, основоположником которой был Федотов. Он может воплотить в картине основополагающие общественные идеи и идеалы — такая позиция художника является ведущей в советском искусстве. Он может обратиться к «вечным» темам искусства, к общечеловеческим духовным ценностям. Его взгляд может быть направлен в прошлое и открывать в нем черты современности; в современном пытаться предугадать ростки будущего. Картина может стать для него личной исповедью, воплощением сокровенных мыслей и переживаний. Решая тему так, как он ее видит и понимает, художник приходит к созданию художественного образа, значительно расширяющего и обогащающего само тематическое содержание картин. Так, например, народный художник СССР А. Пластов, изображая в своей широко известной картине «Ужин трактористов» обычную сцену трудовых будней колхозников, показывает эту сцену как прекрасный момент жизни, полный поэзии. Художник воедино собрал все, что дарует тихий осенний вечер, показал его красоту, ввел в картину светлый образ девушки, принесшей трактористам молоко с колхозной фермы. Он все сделал, чтобы эта сцена воспринималась как правда и как поэзия жизни.

Рождение тематической картины в творчестве лучших советских художников разных национальностей более всего связано с проникновенным изучением жизни и возникает не на основе чисто логического решения сюжета, а в результате глубокого чувства нравственно-этических основ и духовной жизни своего народа. Именно на этой почве рождаются такие драматически сложные тематические произведения, как картина «Мужья возвращаются» латвийского художника Э. Илтнера. Сколько строгого достоинства, сдержанности и в то же время любви и заботы показал автор в обветренных лицах и в упружистых сильных фигурах жен рыбаков, терпеливо и с надеждой ожидающих своих мужей.

Здесь мы остановились лишь на двух характерных примерах советской тематической картины, безусловно, далеко не исчерпывающих многообразного подхода художников к решению современного сюжето-содер жательного произведения. В качестве примера иного подхода может служить картина эстонского живописц? О. Субби «Обнаженная на фоне пейзажа», где современ ный автор, беря вполне традиционный мотив, почитавшийся у старых мастеров, не подчеркивает, как прежние художники, идеальную красоту женской фигуры, а находит поэзию этой темы прежде всего в полной слитности человека со средой и пространством, т. е. решая традиционную тему в ином плане, в ином аспекте, чем это было принято раньше.

Портрет также может быть очень различен по своим задачам. В одних случаях, когда портрет призван увековечить облик выдающихся людей, его определяющими качествами становятся точность передачи облика и внешняя сдержанность, представительность. В других внимание художника направлено на устойчивые черты характера модели, на соотношение в характере индивидуальных и типических для многих людей качеств — эти произведения называют социальным или психологическим портретом. Яркий пример социального портрета — «Зеленщица» Л. Давида, о которой шла речь в первой главе, где мы также стремились показать, как именно художнику удается во внешних чертах передать внутренние свойства характера. Добавим, что эта полнота передачи достигается пристальным и длительным «изучением» модели.

Так, И. Репин, автор глубоко психологичных портретов хирурга Пирогова, композитора Мусоргского, актрисы Стрепетовой и других, прежде чем приступить к работе, в течение долгого времени присматривался, беседовал с заказчиком, пытаясь представить себе строй его мыслей и чувств и найти их единственное, самое характерное выражение в облике.

В интимном портрете главное для художника — устойчивые черты характера, а также мир эмоций, мгновенная игра настроений, личное обаяние. Прекрасные образцы интимного портрета создали О. Ренуар, Валентин Серов, Константин Коровин.

С разновидностью группового портрета мы уже знакомы по работе Д. Жилинского «Гимнасты СССР». Довольно часто в композицию группового портрета вводится сюжетное действие, объединяющее персонажей. Обычно авторы группового портрета не стремятся расширить или развить сюжет, так как необходимо сохранить основной акцент на личности портретируемых, однако случается и обратное, и тогда портрет приближается к тематической картине.

Портрет может также тесно соприкасаться с пейзажными задачами. Особенно тесно он сблизился с пейзажем в живописи французских импрессионистов. Многим известна работа Серова «Девушка, освещенная солнцем», где игра рассеянного света, цветные рефлексы, естественность единения с природой придают образу поэтическое очарование.

В живописных решениях портрета в целом эксперимент в области формы встречается не так часто и не в таких масштабах, как в других жанрах. Художник здесь более объективен и внимателен к модели, строг к себе. Однако нельзя сказать, что это ограничивает его творческие возможности — просто они проявляются в иных, более тонких формах: в создании отвечающей характеру и задачам цветовой атмосферы портрета, в виртуозности рисунка, передающего малейшие оттенки выражений.

Пейзаж — жанр, который долгое время считался второстепенным. Казалось бы, он не требует изощренного мастерства рисунка, сложных композиционных решений, его цветовая палитра ограничена, но это умозрительные предположения, основанные на чисто внешних признаках. Что пейзаж равноправный, глубоко содержательный, требующий высокого мастерства жанр, свидетельствуют многие примеры. Пейзажные проблемы: как передать солнечный свет, тень, отсветы на листве и телах, преломление света в быстрой струе ручья, как естественно разместить фигуры людей среди природы волнуют А. Иванова во многих этюдах к «Явлению Христа». Не что иное как пейзаж, который был ядром живописи импрессионистов, привел к кардинальным переменам в живописи в целом: к высветлению колорита, художественному освоению глубокого, реального пространства, к фрагментарной композиции, к сложению нового метода письма — «алла прима». Наконец, пейзажный этюд был той школой, на которой оттачивали свое живописное мастерство несколько поколений художников.

Однако следует различать пейзажный этюд и пейзажную картину. Этюд, который пишется непосредственно с натуры, обычно быстро, в один или несколько сеансов, не претендует на создание законченного образа природы. Прелесть этюда в стремительности, в точности отдельных беглых наблюдений, в правдивой передаче моментального состояния пейзажа, в эмоциональности живописной работы.

Пейзажная картина чаще создается в мастерской, как и произведения других жанров. Это законченная, тщательно и продуманно выполненная (не следует смешивать тщательность с детальностью прорисовки), выражающая общие представления о природе работа. Каждое направление в искусстве привнесло свои черты в пейзаж и в понимание пейзажного пространства. До XIX века пейзажное пространство строилось в основном по принципу театральной сцены: с романтически освещенным передним планом, кулисами и плоским дальним планом; в живописи господствовали темные тона. Правда, у некоторых крупных мастеров (например, у П. Брейгеля) мы встречаемся с удивительной по реализму концепцией пространства, но настоящий расцвет пейзажной живописи приходится на XIX — начало XX века. Назовем английских художников Гейнсборо, Тернера, Констебла, замечательного русского пейзажиста С. Щедрина, плеяду французских художников барбизонской школы и позднейших течений. Художники добиваются высокого искусства в передаче реального движения, происходящего в природе, взаимовлияния света и воздуха, атмосферных состояний, цельного изображения и слитности человеческой фигуры с пейзажем.

Следует рассматривать как самостоятельный жанр марину, морской пейзаж. Он имеет целый ряд особенностей, связанных с изображением моря. Читатели хорошо представляют марину по пользующимся широчайшей известностью произведениям И. Айвазовского, а также по картинам С. Щедрина, А. Боголюбова и английского мариниста Тернера.

Особый жанр живописи, названный натюрмортом (мертвая натура), составляют картины, изображающие предметы, нас окружающие.

Натюрморт иногда называют лабораторией творчества. Он привлекал к себе многих художников-новаторов: Сезанна, Пикассо, Матисса, Петрова-Водкина, прежде всего потому, что в этой «лаборатории» наибольшее внимание художники могут сосредоточить на изображении предметов через саму художественную форму, не усложненную сюжетными и иными задачами. В одних случаях художника волнует прежде всего передача материала, фактуры предметов, в других — пластика форм. В Голландии этот жанр назывался не «мертвая натура», а «тихая жизнь», и в небольших по размеру натюрмортах старых голландских мастеров, действительно, скорее не формы, а «портреты» вещей: бокал тонкого стекла, вырисовывающийся из темного фона одним-двумя бликами, поистине звонок; мякоть надрезанного лимона наполнена соком; старинное серебро драгоценно мерцает.

Фламандский натюрморт следовало бы назвать «пышной жизнью»—так заполнены большие холсты всевозможной снедью. Для Пикассо и Брака натюрморт— сложный анализ форм на плоскости; для Сезанна — осязаемо твердая, весомая масса предметов, их пластическая конструкция. Но в конечном итоге художников вдохновляет в исполнении натюрмортов более всего красота мира вещей, окружающих нас.

 

Пикассо

 

Мы вкратце остановились на жанрах станковой картины, потому что именно этой форме живописи свойственно наибольшее жанровое разнообразие.

Основная функция жанров — упорядочение содержания. Так, рассматривая тематическую картину, мы не стремимся к уяснению характера каждого из персонажей самого по себе, в первую очередь внимание направляется на взаимодействие характеров; в портрете, наоборот, существенно не взаимодействие, а сам характер.

Жанр с его исторически сложившейся стилистикой, определенными тематическими задачами направляет восприятие в должное русло. Для нас важно, что жанровая принадлежность о многом объясняет специфику собственно живописных задач, своеобразие живописной формы произведения.

 

На сайте

 Современные картины по жанрам:

 

 

 

Библиотека мировых шедевров 


Античная мифология >
Арабский восток >
Архитектура  >
Библейские сюжеты в живописи >
Древний Рим и Греция, Египет >
Исторические сюжеты
Литературные персонажи
Море в живописи >
Натюрморт, цветы >
Ню, обнажённая натура >
Пейзаж ( пейзажная живопись ) >
Портрет >
Охота, жанровые сцены >
Романтические сюжеты в живописи >

по художнику

алф. указатель




Стили в живописи


пейзаж: морской пейзаж, городской пейзаж, пейзажи природы, портрет: знаменитостей, мужской, женский, детский портрет,  лошади, ню, национальный костюм, натюрморт, цветы

 
 Живопись по стилю:
 
 импрессионизм >, неоимпрес-сионизм фэнтези, экспрессионизм, сюрреализм, реализм, кубизм, абстракционизм, китайская традиционная живопись  
 Онлайн галереи мира: 
  Интерьеры в стиле: 
 ампир, барокко, хайтек, модерн ( ар нуво, арт деко), готика, восточный, английский, арабский, тропический, античный, кантри, скандинавский
 
 

От: Бирюкова Ирина




15136 просмотров
-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы


----------------------------

« Материалы и техники живописиЦвет и колорит в живописи »

следующая информация будет вам интересна: