ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


  рекомендуем информацию о :

живопись - помощь в подборе коллекций и приобретении, копии картин на заказ



От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Май 13, 2010

 
А вот И. Левитану в передаче лирически интимного пейзажа ранней весны с уходящим далеко в глубь картины пространством талой воды совсем не нужен был большой размер и удлиненный формат. Наоборот, желание показать интимную красоту небольшого уголка природы и нежные тона ранней весны естественно ограничило размер картины «Весна—большая вода» (64X57,5 см) и побудило мастера остановиться на замкнутом, приближающемся к квадрату формате холста. Какое бы по-настоящему серьезное художественное произведение мы ни взяли, всегда его размер и формат связан с замыслом художника, с характером создаваемого им образа, с назначением и материалом произведения. Так, скульптуры, поставленные на больших площадях и проспектах, около многоэтажных зданий, должны быть монументальными не только по своему образному решению, но должны соответствовать общему ансамблю и по размерам. В другом случае неправильно было бы, например, филигранно тонкую гравюру на доске создавать в огромном масштабе, не только потому, что было бы технически трудно это осуществить, а и потому, что сама красота и характер материала гравюры, ее форма зовут к пристальному рассматриванию и любованию тонкостью и изяществом линий, сложной обработки поверхности доски. Очень большой размер лишь убил бы эти свойства и качества материала, снизив тем самым выразительность образа. Но вот художник правильно и чутко выбрал размер и формат соответственно избранному им сюжету и своему замыслу. Наступает следующий этап в его осуществлении — это распределение на плоскости или в объемной форме основных масс, групп, предметов, вообще всех основных элементов изображения.
 
Выше уже говорилось о том, что это распределение частей и построение композиции в старом классическом искусстве и в школах и направлениях реалистического искусства опирались на очень разные принципы. Но практически противоречие в творчестве действительно крупных мастеров во многом стиралось и сглаживалось. Выработанные правила не мешали художникам передавать в строго геометрической композиционной схеме (треугольник, квадрат, круг) яркие, полные жизни, правдивые образы, а приверженность к жизненности изображения сочеталась с чувством гармонии и уравновешенности в построении картины, гравюры или скульптуры.
 
Вот почему мы можем в целом рассматривать возникшие в результате многовекового развития искусства определенные закономерности в построении произведений, с большой чуткостью и мастерством творчески применяемые выдающимися художниками разных времен и народов. Это последнее обстоятельство имеет очень важное значение, поскольку в произведениях посредственных художников принципы равновесия становятся мертвой схемой, а жизненная правда в построении композиции подменяется внешней правдоподобностью и рождает лишь поверхностные натуралистические произведения.
 
Компонуя группы, предметы и отдельные части изображения, авторы произведений исходят из художественной идеи и общего замысла картины, рисунка или скульптуры. Так, например, чтобы передать глубокие движения души, сложные переживания людей, художники чаще всего стремятся выдвинуть фигуры на первый план, ограничить пространство, отказаться от изображения многих деталей и окружения, чтобы ничто не отвлекало зрителя от восприятия облика персонажей. Классическим примером подобного построения композиции может служить одно из прославленных творений мирового искусства—картина «Динарий кесаря» Тициана. На холсте изображены только две головы, части фигур и две руки, но они заполняют всю плоскость картины, в которой с удивительным проникновением в психологию людей показано столкновение двух разных характеров. Горбоносому, с маленькими глазками, с темным цветом лица мрачному фарисею противопоставлен светлый, ясный облик носителя истины. Этот образ занимает большую часть холста и выделен в композиции картины яркостью цвета и света, красотой лица, глубоким взлядом, спокойствием и благородством жеста.
 
Принцип полного заполнения плоскости холста крупными первоплановыми фигурами в старом классическом искусстве применялся очень широко. Даже динамическая многофигурная сцена решалась крупным планом. Исключительно изобретательна и красива в этом отношении композиция картины П. Рубенса «Похищение дочерей Левкиппа», в которой мастер сумел поместить двух разгоряченных коней и всадников на них, подхватывающих с земли двух только что собравшихся купаться молодых женщин. Все это объединено в одну сложную, богатую контрастами группу, красиво вырисовывающуюся на фоне неба и уходящих в глубь картины полей и холмов.
 
Этот способ первопланного изображения фигур и предметов придает произведениям монументальный и приподнятый характер. Иной характер приобретает композиция, когда художник стремится к естественной передаче жизненных и как бы случайно увиденных сцен. Такого рода композиция обычно схватывает один момент в стремительно меняющейся, противоречивой, полной контрастов реальной действительности.
 



« Предыдущая страница | Страница 2 из 3 | Следующая страница »
« Тема и сюжет в живописиРитм в искусстве живописи »

следующая информация будет вам интересна: