ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


  рекомендуем информацию о :

живопись - помощь в подборе коллекций и приобретении, копии картин на заказ


От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Май 13, 2010

Материал и его художественные свойства

Каждое искусство физически существует в определенном материале. Но только ли физически нуждается произведение в материале? В этой связи любопытно происхождение так называемого «технического орнамента», повторяющегося по поверхности некоторых предметов в виде набора элементарных линий.

В давние времена, когда не знали гончарного ремесла, сосуды для хранения воды изготавливали, переплетая гибкие прутья деревьев и обмазывая их глиной. В результате поверхность выглядела рельефной сеткой выступов и впадин. С появлением гончарного круга отпала необходимость в арматуре, и тем не менее, получив гладкую поверхность, древний мастер без видимой необходимости, искусственно наносил похожую насечку по сырой глине. Это случилось оттого, что ценность воды, несущей утоление жажды, срослась в людском сознании с первоначальной формой сосуда — материалом, и сам материал стал ценностью, которую и имитировал мастер на гладком сосуде. Но, по существу, это была ценность даже не воды. Древний человек, пытаясь объяснить природные явления, наделял их разумом. Поэтому вода, как и все окружающее: камень, металл, дерево, свет, мрак, огонь, холод, оказывалась не только ценностью для человека, но и человеческой духовной ценностью. В некоторой степени сходное отношение к материалу произведений искусства сохранилось с древних времен и у художников, став действенным элементом творческого процесса.

Этим чувством в высокой степени обладает, например, старейший советский скульптор С. Коненков, образы которого всегда раскрываются в богатстве и красоте пластических свойств материала. Широко известны его скульптуры из дерева. В них он часто оставляет почти нетронутыми естественные формы, цвет и фактуру дерева, лишь только в некоторых местах срезая и обрабатывая его и тем самым достигая слитности образа с материалом. Дерево,    было одушевленным и до немногих деликатных прикосновений резца, и в то же время каждая борозда, каждый перепад формы придают ему еще большую осмысленность — словно художник расчищает образ, заложенный в дерево от природы. Таковы его «Старички-полевички» или «Колхозница», вырезанная из огромного пня, или женские торсы, в которых так полно и естественно сочетается красота тела с гибкой пластической структурой ствола дерева. Когда же Коненков создает произведения из мрамора, он выявляет все богатство его свойств, то добиваясь нежности и гладкости в его обработке, то оставляя нетронутой естественную фактуру. Причем, как и всегда у Коненкова, все эти способы обработки дерева или мрамора обогащают само содержание создаваемого образа. Так, мы особенно ясно чувствуем нежность форм девичьего лица в его портрете «Наташа» в контрасте с почти не тронутым резцом естественным куском мрамора, изображающим одежду девушки и служащим одновременно пьедесталом   всей   скульптуре. Обрабатывая материал, художник может идти несколькими путями, и каждый из них избирается по совершенно определенным мотивам. Это особо важно подчеркнуть, потому что существует мнение, будто выбор, не оправданный с точки зрения прямого сходства с действительностью, идет от пустого фокусничества. Мнение неверное, ибо оно основано только на одном из путей искусства, так   называемом   иллюзионизме.




Страница 1 из 3 | Следующая страница »
« Общие художественные средстваРисунок и линия »

следующая информация будет вам интересна: